ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ

25 лютого 2008 о 10:41 - 1541

Под маркой эпохальных событий (к примеру, Евро–2012) очень удобно побольше раздерибанить и разбомбить – перед иностранцами, видите ли, стыдно за наше днепропетровское несоответствие и провинциальность. И в первых номерах «чёрного» списка объектов, попадающих под карающий молот реконструкторов, оказался «Детский мир». Как не представляющий архитектурной ценности и не соответствующий масштабам областного центра (даже!!!). Позже эта участь должна постигнуть ЦУМ.

И заметьте, это сказали не областной и не городской архитекторы, а градоначальник Иван Иванович в интервью местному телевидению. Выходит, он – главный эксперт по вопросам архитектуры и культурного наследия. Да, наследия, так как и «Детский мир», и ЦУМ если не по закону, то по совести являются памятниками архитектуры ХХ века. Во-первых, по качеству, во-вторых – в соответствии с общепринятым в историко-архитектурной науке тезисом о возможности оценки какой-либо архитектурной тенденции лишь по истечении полувека с момента её существования, а этот срок как раз уже истёк.

Автор обоих универмагов – архитектор А.Л. Красносельский, выдающийся зодчий Украины, классик украинской архитектуры ХХ века. Имя его очень хорошо известно архитектурной общественности. О нём и его деятельности была выпущена книга в серии «Видатні зодчі України», Украинская энциклопедия считает его одним из зачинателей украин­ской архитектуры ХХ века.

Биография архитектора – это его работа. За время работы в нашем городе (с 1912 и до конца жизни в 1944) А.Л. Красносель­ский создал множество прекрасных объектов, и со многими из них мы хорошо знакомы, просто не задумывались – а кто их автор? Предпочитая другим архитектурным стилям неоклассицизм, А.Л. Красносельский был новатором, творчески синтезируя мотивы классицизма с современными объёмно-пространственными решениями, модернизируя классические архитектурные формы. Как художник, был очень взыскательным и требовательным, прежде всего к себе, и никогда «не гнал халтуру», как выражаются сейчас. В память о нём на доме по ул. Короленко, 14 установлена мемориальная доска. Такой чести удостоен только один архитектор в нашем городе.

Площадь Ленина в её теперешнем виде является законченным архитектурным ансамблем, что очень ценно в градостроительстве, ансамблей в городе – раз-два и обчёлся, кроме пл. Ленина – безусловно, пл. Петров­ского, часть ул. Центральной при пересечении с ул. Ширшова; условно – отдельные фрагменты проспекта и новый Екатерино­славский бульвар.

Ансамбль главной площади города формировался на протяжении примерно 25 лет – с 1935 по 1957 гг. В довоенный период он был начат арх. Красносель­ским, а в послевоенный – завершён другими архитекторами. Но ансамбль состоялся благодаря тому, что его строили грамотные зодчие, умело применяющие законы архитектурной композиции: целостность, соподчинённость её частей (главное – второстепенное), сомасштабность-соразмерность, уравновешенность, учёт человеческой психологии, и т.д., и т.п.

«Детский мир» и ЦУМ – главные на этой площади и одни из красивейших зданий, созданных Красносельским. В них гармонично сочетаются монументальность, строгость и, вместе с тем, какая-то особая добрая энергетика. Оба универмага имеют общие черты. Между ними расположена гостиница «Центральная» (тоже идущая под снос), авторы которой увязали её членения с членениями универмагов, что придаёт целостность застройке площади. Здания Министерства и гостиницы подчинены общему замыслу ансамбля. Они создают симметрию площади относительно её общей оси с ул. Миронова. Скульптура на пьедестале закрепляет эту ось и рассматривается здесь только как акцент ансамбля, соразмерный ему и в его духе, а не в политическом смысле. Пямятник не хуже других ему подобных на огромных просторах бывшей страны, а некоторых даже и лучше. Соцреализм!.. Многие к вождю привыкли, некоторым он дорог, а в период известных событий с гранитного пьедестала выступали абсолютно идеологически чуждые ему ораторы разных направлений. И не брезговали…

А вот что грубо нарушает гармонизацию зрительного восприятия ЦУМа со стороны перекрёст­ка – так это архитектурный монстр «Ротонда». Вот она «соответствует»!!!

Да, всё течёт, всё меняется. Возникают новые требования к технологии торговли. В этих случаях реконструируют объекты с сохранением их ценных свойств, но не рушат. Лет 20 назад «Детский мир» реконструировали, но при этом нарушили целостность фасада, когда верхний, аттиковый этаж, соответствовавший стилю здания и перекликавшийся с подобным этажом ЦУМа, был заменён мансардным этажом из металлочерепицы (см. фото).

Здания, подобные нашему «Детскому миру», есть и в Киеве, и в Москве, и в Берлине. Но никому и в голову не приходит сносить ЦУМ на Хрещатике или «Детский мир» на Лубянке. Наоборот, в Киеве и в Москве в районах исторической застройки с целью её гармонизации строят новые здания с фасадами в ретростиле и абсолютно современные изнутри.

Вообще, у нас в городе архитектура существует как бы в 2-х параллельных мирах. Один мир, теоретический, расположен в бывшем строительном институте, который сейчас – Академия строительства и архитектуры. Там специалисты — монополисты по исторической и региональной архитектуре с каким-то даже тремором в голосе рассказывают студентам о том, какое замечательное, разнообразное и даже эксклюзивное архитектурное наследие имеется в городе и как с ним обращаться в современных условиях. Акты вандализма обсуждаются и осуждаются, но тихо – в аудиториях, на защитах дипломов, где присутствует минимум слушателей.

Доверчивые студенты впитывают в себя благородные идеи… И что же они видят за пределами Академии? А там архитекторы-практики, превращаясь в служак, делают всё по велению заказчиков, не придерживаясь приёмов академиков. Наследие же с каждым годом всё тает, тает и тает. Академики-специалисты, лучше всех знающие суть вопроса, должны были бы бить в набат и громко скандалить во все культуроохранные органы вплоть до высшего, который находится в юрисдикции Кабмина, а значит, и премьера.

Но раз этого не происходит, а дело медленно, но уверенно идёт к исчезновению антиквариата, может, надо сдаться, признать, что никому не нужен этот хлам, отряхнуть его прах с наших ног, не париться и не пудрить мозги молодёжи? Нету региональной архитектуры – и всё! Так будет чест­нее!

А если серьёзно, то развал главной и любимой площади города надо немедленно предотвратить!

Евгения Юхилевич, архитектор


P.S. Кстати, в начале 80-х при строительстве Горсовета преду­сматривался снос памятника архитектуры – Дома губернатора, якобы закрывающего часть фасада Горсовета со стороны ул. Ленина. Спасибо ветеранам-архитекторам того времени, отстоявшим это уникальное здание, одну из визитных карточек нашего города!

Поділитися: