ОБРАЗОВАНИЕ. Состоится ли «перезагрузка»?

25 лютого 2008 о 10:08 - 1166

Каково состояние дел в системе образования? Существуют ли надёжно установленные обстоятельства? По каким вопросам имеются разные мнения? Каким образом стороны формулируют эти разные мнения?

Ответы на эти вопросы не столь очевидны, как это представляется заинтересованным лицам. И для того, чтобы убедиться в этом, попробуйте сами ответить на вопросы.

Вопрос 1. Есть ли коррупция в учреждениях образования?

С одной стороны, «…я подчеркивал и буду подчеркивать: коррупция как явление существует, прежде всего, в сознании родителей и самих поступающих» (Интервью министра образования, «ЗН» №24, 2007).

Министр, действительно, подчёркивал это многократно. И не только подчёркивал, но и убедительно доказывал: не может быть коррупции, например, при поступлении в ВУЗ, –  если вместо того, чтобы давать взятку, можно просто поступить на платное отделение. А текущие экзамены «проплачивает» тот (говорит министр), кто не хочет заниматься.

Впрочем, можно привести многочисленные высказывания того же министра (а также президента страны, различных чиновников), утверждающего нечто прямо противоположное. Например: «Незалежне оцінювання знань випускників …унеможливлює корупційні дії на етапах закінчення школи та вступу до ВНЗ». Это интервью того же министра (2006 год). Спрашивается: как можно «унеможливлювати» явление, существующее в воображении людей?

Итак, разные мнения по указанному вопросу имеют не только разные чиновники, но и один и тот же (причём, очень высокий) чиновник в разные моменты времени.

Вопрос 2. Каков уровень знаний учащихся?

С одной стороны,существует «ДЕРЖАВНА ІНСПЕКЦІЯ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ МОН УКРАЇНИ». Существуют областные, городские, районные органы образования. Одна из основных задач этих организаций – именно установление результата деятельности системы образования – уровня знаний. Так называемые «срезы знаний» регулярно проводятся во всех школах страны. Учреждения, которые прошли государственную аккредитацию, выдают сертификаты, имеющие государственную гарантию качества. Увы, источник, содержащий информацию о результатах «срезов», а также об отметках в аттестатах, отсутствует в природе. Однако листочек с данными по району я нахожу в учительской комнате своего лицея регулярно. С очень неплохими показателями. Что же касается отметок в аттестате зрелости, то ВСЕ ЗНАЮТ, что эти важные документы заполнены вполне приличными отметками. Сторонний наблюдатель, таким образом, должен прийти к выводу о том, что проблема (низкого) уровня знаний в Украине отсутствует.

С другой стороны, «…на сегодняшний день в массовой школе образование по физике разрушено, а по математике – находится на стадии разрушения» («ЗН» № 40 (669) 2007). Могу с уверенностью подтвердить вывод авторов цитированной статьи. В этом году я мог (в качестве эксперта районной олимпиады) засвидетельствовать практически полное отсутствие решений задач: участники районной олимпиады по физике сдали, в подавляющем большинстве, чистые листочки. И это при том, что сами задания находились на уровне обычных школьных задач.

Цитаты, подобные последней, можно множить до бесконечности. Речь идёт не только о преподавании физики с математикой: с другими направлениями школьного образования, оказывается, ситуация не лучше (или не многим лучше). Оптимизм официальных результатов никто не разделяет. Более того (см. уже цитированное интервью министра) лишь «незалежне оцінювання знань випускників започатковує (!) систему моніторингу якості освітньої діяльності».

Пусть так, но почему бы не отдать новый инструмент (внешнее независимое оценивание – ВНО) в руки государственных служащих, которые, как мы выяснили, должны устанавливать уровень знаний учащихся, просто выполняя свои должностные обязанности. А если они не способны к исполнению этих обязанностей, то заменить бы на способных…

Более того, подтверждая, что целями ВНО является устранение несоответствия отметок в аттестатах истине, государство, фактически, дезавуирует (прошу простить за выражение) процедуру аккредитации учебных заведений. Но тогда возникает вопрос о персональной ответственности за такое положение.

Итак, и с уровнем знаний не всё понятно.

Вопрос 3. Существует ли конкурс поступающих в ВУЗы Украины?

Авторы статьи в «ЗН» (40, 2007, «На что будет опираться шестой технологический уклад…») сообщили о вопиющем факте: впервые в истории Украины ведущие физико-технические ВУЗы (факультеты) не смогли заполнить вакантные места.

Но спрашивается, каким образом осуществляют набор другие учебные заведения?

Сомнения в наличии конкурса прозвучали в недавней публикации «ЗН» (№1, 2008, «Нужно ли Украине ВНО?»). Уважаемый Д. Бахматюк, директор гимназии, заметил странное обстоятельство: «В Украине в нынешнем году было 448 тысяч выпускников старшей школы. На телевидении промелькнула информация, что студентами вузов стали 500 тысяч лиц. Что, все выпускники школ стали студентами вузов?».

Уточняю. Согласно сведениям, опубликованным Держкомстатом Украины в 2006/2007 учебном году, принято в ВУЗы 3-4 уровней аккредитации 507,7 тыс. студентов. При этом, в одном из интервью, министр образования сказал, что подают заявления в ВУЗы у нас 70% выпускников. Государственный заказ составляет, примерно, 60%. Легко вычислить, исходя из этих данных, что практически все выпускники средних школ, желающие поступать в ВУЗы, имеют возможность занять оплачиваемые государством места! Хочу заметить, что, согласно тем же данным, в указанном учебном сезоне принято ещё 151 тыс. студентов в ВУЗы 1-2 уровня аккредитации. Перекрыть наблюдаемую явную диспропорцию могут только выпускники ПТУ (289 тыс.), поголовно рвущиеся в ВУЗы. И, разве что, инопланетяне (т.к. согласно данным Держкомстата доля иностранных студентов мала). Добавлю к сказанному, что такая диспропорция наблюдается уже не менее 10 лет. Гипотеза о наличии инопланетян при этом становится вполне рабочей.

Как же так! – скажет возмущённый читатель. – Ведь тот же Держкомстат сообщает о наличии конкурса: отношение поданных заявлений к количеству мест – на уровне 2 (2 абитуриента на одно место).

Уважаемый читатель! В Держкомстате работают настоящие профессионалы. Если бы работники этого уважаемого учреждения опубликовали общее количество поданных заявлений, то выяснилось бы, несомненно, что количество таковых превышает наличные места именно в 2 раза: дело в том, что, как известно, абитуриенты у нас могут подавать заявления в несколько мест одновременно.

Вывод таков: похоже на то, что в Украине, в целом, конкурс в ВУЗы отсутствует. И, таким образом, возникает проблема избытка ВУЗов, а не избытка абитуриентов. Но тогда появляется ещё один вопрос

Вопрос №4. Зачем проводить внешнее тестирование???

Ведь тестирование предназначено для того, по определению, чтобы обеспечить ОТБОР лучших абитуриентов. А каким может быть отбор в отсутствие ВЫБОРА?? Каков, к примеру, смысл тестирования по физике (в условиях отсутствия конкурса и наличия достаточных подтверждений отсутствия знаний)?

В объективности оценивания уровня знаний при помощи тестирования не все уверены. Авторы уже цитированной статьи в «ЗН» утверждают: «Как засвидетельствовали вступительные экзамены на механико-математический факультет и факультет кибернетики КНУ, абитуриенты преимущественно не подтвердили уровень оценок по математике, выставленных по результатам независимого тестирования». Аналогичные результаты получены во многих ВУЗах (результаты «нулевых» контрольных работ по математике).

Как же могло получиться это «неподтверждение»? А очень просто. По сведениям, полученным мною от многочисленных учащихся и учителей, принимающих участие в ВНО прошлого учебного сезона, жесткие условия тестирования выполнялись ОТНЮДЬ НЕ ВЕЗДЕ. И, напомню, это происходило в условиях, когда отметка по тестированию решающего значения не имела (можно было пойти и «переписать» экзамен, получив требуемый результат). Чего же можно ожидать в текущем учебном году, когда и масштабы и ответственность тестирования резко возрастут?

Так нужно ли проводить тестирование?

Позволю себе, может быть, несколько парадоксальное утверждение. С моей точки зрения, тестирование проводить следует обязательно! Но вовсе не в качестве борьбы с коррупцией (суть которой убедительно продемонстрирована бывшим министром образования). И не столько для выяснения уровня знаний (которые можно установить и точнее, и значительно дешевле другими средствами). Тестирование следует проводить оттого, что на сегодняшний день это – единственное здоровое мероприятие, которое проводит МОН за последние десятилетия. Не исключаю: избежав массовых нарушений правил проведения тестирования, можно надеяться на использование результатов ВНО для разворачивания общественного обсуждения проблем образования. И, в качестве результата такого общественного диалога, следует ожидать позитивных перемен в жизни нашей школы.

 

Вячеслав Эпштейн

Поділитися: