Реформа прилетела и ага…

25 січня 2008 о 13:33 - 940

Реформа жилищно-коммунального хозяйства Украины, больше напоминающая прожект, в том виде, в каком ныне пребывает, ничего хорошего не сулит. Особенно наглядно это демонстрирует программа реформирования ЖКХ, принятая в декабре днепропетровским горсоветом.

Узаконенное кидалово

Во-первых, само по себе жилищно-коммунальное хозяйство Днепропетровска неоправданно затратно, более того, для населения абсолютно бесполезно, поскольку практически все средства, которые население платит за содержание своего жилья, уходят на заработную плату работников ЖЭКов и иже с ними.

По большому счету, утвержденная программа реформирования днепропетровского ЖКХ сводится к констатации его плачевного состояния и стремлению окончательно посадить на шеи собственников жилья все заботы о нем.

Судите сами. За 9 месяцев 2007 года днепропетровские КЖЭПы и ЖЭКи (по явно завышенным расчетам) предоставили услуг на 56 с «хвостиком» млн. гривен, из которых население оплатило примерно 90%. Хотя даже этих средств вполне хватает на полноценное обслуживание 6-ти с лишним тысяч пяти- и большей этажности домов. Имеется в виду вывоз мусора, освещение и обслуживание лифтов. А вот на зарплату трехтысячной армии коммунальщиков этих денег явно не достаточно.

Становится понятно, почему лифты не работают, мусор не вывозится и не горят лампочки в подъездах. Депутаты решили просто: с 1 января 2008 года подняли стоимость содержания домов в 2,4 раза.

Одновременно при столь значительном повышении тарифа из него «выпали» обслуживание лифтов и вывоз мусора. Причем стоимость техобслуживания лифтов выросла почти в три раза — со 150 до 440 гривен. «Мусорный» метр жилья (как будто сорят метры, а не люди) теперь обходится в 0,13 грн. Получается, что два человека, проживающие в трехкомнатной квартире, должны платить намного больше, чем семья из пяти граждан, живущих в двухкомнатной.

Но самое интересное в другом. И в новых, и старых тарифах «забиты» амортизационные расходы, т.е. деньги, направляемые на восстановление изношенного оборудования домов.

Между тем, как справедливо заметил Константин Устименко http://the-persons.com.ua/news/zhilec/3134/), по старым (от 31.12.91 г.) и новым (от 17.05.05 г.) правилам содержания жилых домов установлены сроки замены оборудования. Скажем, электророзетки, выключатели в квартирах подлежат замене через 10 лет, электро- и газовые плиты — через 15 и 20 соответственно, унитазы, простите, через 20, а водопроводные краны — через 10 лет. Кто назовет хоть одну квартиру в нашей стране, где бы это выполнялось? Вывод напрашивается однозначный: воруют…

Один с сошкой, семеро с ложкой

В новой программе реформирования ЖКХ здраво говорится, что существующая система обслуживания жилья неэффективна и не может обеспечить качество жилищных услуг.

А далее следует, что все услуги, ранее включенные в тариф, будут предоставляться населению за отдельную плату. В список включили «халтуру» штатных слесарей, спуск воды из системы, выдачу техусловий и справок уезжающим на ПМЖ, различных актов и справок о техсостоянии квартир, ремонт сантехнического оборудования и даже сдачу в аренду… придомовой территории (?!). Послед­ний пункт однозначно дает зеленый свет строительству во дворах гаражей, киосков и даже двухэтажных «хатынок». Арендаторы после этого подают иски в суд, узаконивают свои арендованные строения, а подлинные хозяева территории остаются с носом.

Иными словами, налицо попытка усилить и без того неслабый финансовый пресс и урезать конституционные права граждан.

Дабы соблюсти видимость демократии, в программе оговаривается альтернативный вариант. Дескать, надо формировать общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) с привлечением к управлению и обслуживанию жилого фонда субъектов предпринимательской деятельности.

Между тем, как показывает днепропетровский опыт, ОСМД создаются чаще всего тогда, когда жильцы столкнулись с проблемой, которую решили только собственными (финансовыми) усилиями.

Программа предполагает создать в Днепропетровске к 2012 году 600 ОСМД. При этом материальный стимул — положенный по  законодательству капитальный ремонт здания — ОСМД уже не «светит». По мнению городского головы Ивана Куличенко, жильцы сами должны определить объем работ, который они смогут профинансировать. Остальное местные власти возьмут на себя. Хотя многолетний опыт подсказывает: «Потом, четвертинку, может быть…»

Хотя в программе имеется несколько положительных моментов. В частности, установка тарифа на отопление в зависимости от кубических, а не квадратных метров и заключение индивидуальных договоров на оплату лифта и вывоз мусора.

Понятно, что трехкратное увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, лифты, вывоз мусора, тепловодоснабжение увеличит отчисления в госбюджет (отсюда увеличение минимальных зарплат и пенсий — авт.), но и, однозначно, резко уменьшит доходы населения. И никакое повышение пенсиона от глубокой нищеты уже не спасет.

Сергей Аров

Поділитися: