Шумовая атака

21 грудня 2007 о 13:23 - 1794

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Ускоренная урбанизация влечёт за собой такие виды загрязнения, которые, на первый взгляд, и загрязнением назвать сложно. Тем не менее, понятие «шумовое загрязнение» уже давно вошло в обиход как термин, которым постоянно пользуются экологи, архитекторы-градостроители и санитарные врачи.

 

Интенсивные исследования воздействия шумового загрязнения на природу вообще, и на здоровье человека в частности, начались относительно недавно. Среди учёных даже до сих пор нет единого мнения, что же это такое – шумовое загрязнение. Одни относят его к разновидности загрязнения атмосферы, так как оно влияет на человека в первую очередь в пределах воздушного пространства, как в среде обитания. Другие рассматривают шум как разновидность физического волнового загрязнения. Вне зависимости от классификации этого явления, его актуальность с каждым годом только возрастает, пропорционально росту городов и источников шума.

Основным источником шума считается транспорт. Согласно статистическим данным, в Дне­пропетровске, в период с 2000 по 2004 годы количество автомобилей удвоилось. Сильному шумовому загрязнению также  подвергаются люди, проживающие неподалёку от промышленных предприятий, электростанций, строек и т.п.

Шум, сам по себе, это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые возникают в результате колебательного движения частиц в воздухе, воде или твёрдых телах. Если кратко­срочный шум вызывает временный дискомфорт, то постоянный шум может вызвать куда более серьёзные последствия. Медики установили, что постоянное шумовое загрязнение может стать причиной нервного истощения, вегетативного невроза, расстройства эндокринной и даже сердечно-сосудистой системы. Не говоря уже о том, что шум влияет на органы слуха.

Для удобства уровень интенсивности звука и звукового давления измеряют не в абсолютных физических величинах, а в относительных. Таковым является бел (Б). Хотя на практике для удобства пользуются децибелами (дБ).
Например, шум, который издаёт автомобиль в нормальном техническом состоянии, оценивается в пределах 70-80 дБ.

Большое значение также имеет характер звука. Одно дело, если шум издаёт один источник (например, шум листвы или водопада) и этот звук отличается некоторой однонаправленностью, и совсем другое дело, если шум порождается одновременно несколькими неоднородными источниками. Например, городская улица включает в себя звуки, издаваемые двигателями легковых и грузовых автомобилей, их звуковыми сигналами, строительным работами, голосами людей, музыкой и т.п. Такого рода диссонанс и какофония звуков оказывает особо раздражающее воздействие на нервную систему человека и уже невольно вызывает стресс.

Очевидно, что в современ­­ном городе избежать шумового за­грязнения полностью невозможно. Тем не менее, его неблагоприятное воздействие можно значительно снизить до такого уровня, при котором население может испытывать акустический комфорт. Однако обеспечить это не так уж и просто. Так, например, наименьшее расстояние от транспортного источника шума до жилой застройки, обеспечивающее акустический комфорт, при интенсивности движения транспорта 200 автомобилей в час, при отсутствии шумозащитных сооружений, должно составлять минимум 320 м. Очевидно, что при нынешней плотности городской за­стройки и транспортном потоке обеспечить выполнение таких норм абсолютно невозможно.

Касательно жилой застройки известно, что чем ближе к цен­тральной части города расположено жилище, тем сильнее оно подвергается шумовому загрязнению. Одной из причин повышенной шумовой нагрузки на городскую среду градостроители считают неправильное расположение транспортных магистралей. Как отмечают специалисты из Приднепровской академии строительства и архитектуры П.Н.Саньков и Н.А.Ткач, большой интерес представляет возможность преобразования радиально-кольцевых планировочных структур городов в линейно-полосные. Преимущество этих структур в том, что они исключают транспортную перегрузку центра, связанную с высокой плотностью магистралей и транспортных потоков, сфокусированных в одной точке. Линейно-полосные структуры, уменьшая транспортную перегрузку центра, в то же время обеспечивают высокую эффективность использования скоростного внеуличного транспорта, например, метро или трамвая, что благотворно сказывается на улучшении акустического режима.

Большое значение имеет правильное формирование скоростных окружных дорог, чтобы транзитный транспорт не перегружал жилые кварталы. При их проектировании можно также использовать зоны, где уже пролегают железнодорожные пути, чтобы имеющееся шумовое за­грязнение, раз уж его невозможно избежать, концентрировалось в каком-то одном месте. Весьма любопытными выглядят предложения ряда градостроителей, чтобы разместить ряд скоростных дорог в естественных балках и оврагах. В результате чего шум будет поглощаться естественным откосами балок. Подобного рода проекты особенно актуальны для правобережной стороны Днепропетровска, на территории которой некоторые балки тянутся на многие километры, превратившись в огромные мусоросборники и карьеры для добычи металлосодержащих отходов.

Немаловажным мероприятием для поглощения звуковых волн является озеленение городских улиц. В последние годы во многих городах Украины уничтожение зелёных насаждений превратилось в какое-то стихийное бедствие. Конечно, коммунальные службы не могут, например, не удалять чрезмерно разросшиеся кроны деревьев, которые представляют опасность для линий электропередач. Но с другой стороны, мы всё чаще наблюдаем вырубку зелёных насаждений под корень, в результате чего старые деревья уничтожаются, а новые не насаживаются.

Безусловно, каждый из нас может в индивидуальном порядке снизить уровень шума в своём жилище, установив металлопластиковые окна. Шумо­защитные окна в среднем снижают интенсивность шума на 15-20 дБ, а некоторые даже на 35 дБ. Но это не может повлиять на общую картину шумового загрязнения в городах. Кроме того, в тёплое время года окна всё равно приходится открывать, да и перегрузка дорог начинает достигать таких масштабов, что в квартирах, где окна выходят на так называемую красную линию, и металлопластик не всегда спасает. Так что без деревьев в городах нам не обойтись. И касается это не только шумового за­грязнения.

Вопрос снижения интенсивности шумового загрязнения решается также сугубо административными методами. Шумовое давление регламентируется как на производстве, для узлов и механизмов, так и для каждого отдельного транспортного средства. Само по себе шумовое загрязнение в течение суток распределяется неравномерно. Очевидно, что в дневное время оно значительно интенсивнее, чем в ночное. Чтобы этот порядок не нарушался, существует особый регламент, согласно которому запрещено, например, развлекательным заведениям включать громкую музыку после 22:00 (ранее разрешалось это делать до 23:00). Также регламентируется шумовое загрязнение в ночное время при проведении строительных и ремонтных работ. Правда, далеко не все предприятия и коммерческие организации выполняют этот регламент.

Мегаполисы разрастаются и вверх, и вширь. И при строительстве предприятий, жилья и транспортных коммуникаций большой бизнес, к сожалению, в первую очередь обращает внимание на коммерческую привлекательность реализуемых проектов, часто игнорируя экологическую безопасность для окружающих. Поэтому, чтобы обеспечить себе нормальные условия проживания в мегаполисе, горожане всегда должны помнить одно правило: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: