«Балетная» революция в оперном театре

30 листопада 2007 о 10:52 - 1756

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


В ноябре 2003 года в Днепропе­тровском театре оперы и балета возник конфликт между творческим коллективом – солистами оперы, хором, оркестром – и руководством театра из-за невежественного отношения дирекции к артистам (http://www.the-persons.com.ua/news/teatral/1672/). Через небольшой промежуток времени в театре появился новый директор, правда, молодой, неопытный и с техническим образованием. Прошло 4 года. И теперь уже коллектив артистов балетной труппы с педагогами-репетиторами и родителями учащихся хореографической школы при оперном театре выражают недоверие директору театра А.В.Шароварову. Неужели  снова невежество руководства ставит под удар театральное искусство?

Солисты, оркестр и… грибок

Сложившаяся ситуация назревала долгое время. Командно-административные методы руководства нового директора, не имевшего опыта в театральном управлении, очень быстро стали неприемлемы артистам. Так, в прошлом театральном сезоне дирекция сорвала запланированные гастроли в Испании (несмотря на ходатайство министра культуры Валенсианского округа, несмотря на желание посетить спектакли днепропетровцев Короля Испании Хуана Карлоса и королев­ской семьи), а отказ даже в кратковременных поездках привел к тому, что труппу покинули ведущие солисты театра. В итоге голоса наших земляков теперь являются украшением московского и донецкого театров.

Можно вспомнить также конфликт руководства, возникший через 3 месяца после назначения нового директора, с оркестром театра из-за изменения системы трудовых отношений. Тогда в начале второго акта был прерван балет «Большой вальс» из-за отсутствия среди музыкантов исполняющего партию первой скрипки, поскольку из-за спора с руководством его попросту уволили. Ранее среди артистов была распространена практика увольнения по собственному желанию для подработки за рубежом в течение примерно месяца, а затем возвращения на прежнее рабочее место в оперный театр.
А.В.Шароваров не принял на работу 12 вернувшихся с зарубежных гастролей артистов, а предложил музыкантам продолжить работу по контракту, где есть пункт, запрещающий им самостоятельно, без ведома театра, работать по совместительству. При этом заработной платы музыкантов не хватало даже для более-менее сносного существования.

С появлением нового директора не оправдались надежды артистов театра и об улучшении самого здания. На протяжении многих лет труппа классического балета ставит вопрос об отсутствии в театре профессионального балетного зала. Ныне действующий зал в 2 раза меньше сцены, что создает значительные затруднения в репетиционном и постановочном процессе. К тому же стены и потолок заражены грибковой плесенью, отсутствует вентиляция. При этом здание театра оперы и балета располагает площадями для нового балетного зала.

Как видим, заезжие артисты и музыканты продолжают брать в аренду помещение театра, и недешево, а зал для артистов много лет остается в грибке.

Возможно, артисты продолжали бы терпеть подобное пренебрежение руководства к их требованиям, но данный конфликт перешел в другую плоскость.

Чья провокация?

8 ноября 2007 года зрители театра невольно были втянуты в закулисные интриги. Во время спектакля «Ночь перед Рождеством» на сцену вышел балетмейстер-постановщик этого спектакля О.В.Николаев и обратился с провокационной 20-минутной речью, оскорбляющей честь, достоинство и профессиональные качества главного балетмейстера театра, заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата кембриджской, международной и других премий А.Н.Соколова. Конечно, такая спланированная акция внештатного постановщика могла быть проведена только с согласия дирекции, иначе ее сразу бы остановили.

Налицо явный конфликт двух балетмейстеров. Является ли это борьбой за власть, деньги, славу? Вполне возможно. В чем же суть спора?

 

СПРАВКА

«Благотворительная акция, которую хотел провести Днепропетровский театр оперы и балета в Киеве, сорвалась. Планировалось два раза показать в столице «Ночь перед Рождеством», – рассказал «Газете 24» Олег Николаев, – и всю выручку направить Днепропетровскому детскому онкологическому центру».

Об осенних гастролях в столице Олег Николаев договорился с дирекцией оперного театра еще в августе. Напомним, что премьера спектакля состоялась в прошлом году и произвела прекрасное впечатление на публику. Автор постановки Олег Николаев – знаменитый балетмейстер, ныне живущий в Москве. Незадолго до спектакля в Киеве были развешаны афиши, поэтому на «Ночь перед Рождеством» удалось продать много билетов. «Мне дали мало времени на подготовку. Скорее всего, это было продумано заранее, – возмущается балетмейстер. – Артисты, которых мне позволили занять в спектакле, после репетиций резко уходили на больничный. Это была явная провокация и саботаж».

«Я в скором времени вернусь в родной Днепропетровск, – обещает Олег Николаев. – У меня в этом городе далекоидущие планы. Собираюсь создать здесь свой, новый коллектив, но не в оперном театре. Было бы хорошо, если бы мы с Соколовым научились сотрудничать».

 

Тем не менее, как известно, рыба гниет с головы. И артисты балета уверены, что само появление такой конфликтной ситуации – это результат откровенного непрофессионализма и некомпетентности, единоначалия в решении творческих вопросов г-на Шароварова. И с ними трудно не согласиться, ведь даже в интервью СМИ директор театра позволил себе следующее высказывание: «Ваше «Лебединое озеро» никому не нужно!… «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик» – вчерашний день!»

С согласия руководства театра происходит подмена понятий «классическое искусство» на «искусство, адаптированное для массового потребителя», какими, по мнению артистов балета, и являются постановки московского балетмейстера Олега Николаева.

Конечно, любое искусство имеет право на существование и всегда найдет своего зрителя и поклонника. Но если появляются предпосылки для засилья современностью, то классика рискует отойти на второй план и, в конечном итоге, вообще исчезнуть из Академического театра оперы и балета.

На данный момент артисты балетной труппы, педагоги-репетиторы и родители юных артистов написали соответствующее обращение к начальнику днепропетровского областного отдела культуры, мэру, председателю облсовета, губернатору и в Министерство культуры Украины.

Как вариант решения проблемы, в обращении предлагается следующее:

«Не видя перспектив к изменению ситуации и стиля руководства директора театра, коллектив балетной труппы считает необходимым выделение балетной труппы театра вместе с хореографической школой в единое структурное подразделение, примеры которого существуют в Москве в театре им. Стани­славского и Немировича-Данченко и в Минске в Большом театре Белоруссии. Только таким образом мы сможем сохранить классический репертуар и высокий профессиональный уровень нашего балета, оградить классическое искусство от некомпетентности чи­- новников и вновь приходящих директоров».

Однажды городские управленцы уже вняли голосам оперных солистов и попытались улучшить ситуацию в театре сменой директора. Но короткий период ожиданий и надежд, по мнению артистов, сменился глубоким разочарованием.

Какой шаг на этот раз предпримут вышестоящие инстанции?

Главное, чтобы это было на благо артистов и зрителей – чтобы искусство оставалось искусством, а театр был наконец-то спасен от склочников, невежд… и грибка.

Владлен Виленин

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: