Переживет ли кризис Днепропетровский электротранспорт?

23 листопада 2007 о 11:08 - 2160

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день городской электротранспорт Дне­­пропетровска находится в кризисном состоянии. Особо остро эту проблему городские чиновники начали ощущать, когда Днепропе­тровск, наряду с Киевом и Львовом, выбрали для проведения финальных матчей Евро-2012. Комиссии УЕФА абсолютно безразлично, кто виноват в полукраховом положении ГКП «Днепропетровский электротранспорт» и что теперь с этим делать. Для них главное, чтобы наш город смог эффективно организовать пассажирские перевозки футбольных фанатов и самих футболистов из Европы. А, согласитесь, заставлять почетных гостей ездить на полуразвалившихся трамваях и троллейбусах, которые к тому же не всегда соблюдают график своих поездок, как-то не солидно. Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, местные управленцы (по поручению городского совета) принялись анализировать современное состояние электротранспортной отрасли города…

В ходе таких исследований выяснилось, что в течение последних 12 лет в Днепропетров­ске инвентарный парк подвижного состава городского электротранспорта сократился на 181 единицу и на сегодняшний день составляет 511 единиц. Общее количество сотрудников ГКП «Днепропетровский электротранспорт» уменьшилось на 42% и на данный момент составляет 2.961 человек.

Прекратили свое существование троллейбусные маршруты №2, 6, 8, 21 и трамвайные маршруты №3 и №10. Ликвидировано два трамвайных депо. Перестал функционировать вагоноремонтный завод, который осущест­влял капитальный ремонт около 365 единиц подвижного состава ежегодно для Днепропе­тровска, Кривого Рога и Днепродзержинска, а также изготавливал запасные части для электротранспортных предприятий.

Современное состояние подвижного состава днепропетровского электротранспорта можно оценить как неудовлетворительное. Отмечается значительная изношенность основных фондов, нормативный срок эксплуатации трамвайных вагонов и троллейбусов значительно превышен. Как рассказывают представители первого троллейбусного депо, из 500 троллейбусов, которые работают на городских маршрутах – 90% надо уже списывать, парк машин давно не обновляется. Правда, этим летом Днепропетровску удалось приобрести несколько троллейбусов, списанных в России. Так что сегодня подвижной состав днепропетровского электротранспорта требует незамедлительной замены или хотя бы проведения капитальных ремонтов с продолжением срока эксплуатации.

Впрочем, по словам водителей троллейбусов, у городских властей есть деньги на ремонт всего половины машин. В свою очередь, чиновники уверяют, что все проблемы – из-за несовершенного механизма государственного финансирования убыточного транспорта. Так, заместитель мэра Днепропетровска Олег Хмельницкий в интервью одной из днепропе­тровских газет заявил, что «сумма компенсаций по Кривому Рогу – 17 миллионов, а по Днепропетровску сумма компенсаций – 16 миллионов. Вот вам и разница, вот где недостаточное финансирование, и плюс сравним Кривой Рог с его населением и Днепропетровск. Поэтому у нас вопрос – недостаточное финансирование из республиканского бюджета».

Незавидное положение ГКП «Днепропе­тровский электротранспорт» усугубило и возгорание в цеху планового ремонта депо №3, произошедшее 29 октября сего года. В результате пожара было повреждено покрытие здания одного из боксов, а также 5 пассажирских вагонов и 1 специализированный грузовой вагон, которые как раз находились на ремонте. Причины возгорания сейчас выясняются.

Стоит также отметить, что при проведении в апреле текущего года изучения пассажироперевозок, горсовет пришел к выводу: на все маршруты городского электротранспорта накладываются маршруты микроавтобусов и автобусов средней и большой вместимости. Как видно из приведенной ниже таблицы, перевозки пассажиров автотранспортом по маршрутам электротранспорта занимают 90% длины трамвайных маршрутов и 99,4% длины троллейбусных маршрутов.

При этом из числа перевезенных электротранспортом пассажиров около 60% приходится на граждан льготной категории. В среднем, за одни сутки троллейбус перевозит 1.600 пассажиров (при плане 2.600), в том числе 1.060 льготников, а один трамвайный вагон перевозит 2.300 человек в сутки (при плане 2.900), в том числе 1.423 льготника.

 

Кстати

В Италии существует всего две категории граждан, пользующихся льготными тарифами на проезд в городском транспорте. Это – парламентарии и инвалиды войны. А вот в Великобритании льготами на проезд в городском транспорте пользуются пенсионеры. Для пожилых британцев действует 50% скидка на проезд в городских и междугородних автобусах. Но самое завидное положение у пенсионеров Австрии – они имеют право на бесплатный проезд везде, начиная от городского автобуса и заканчивая самолетом местной авиалинии.

 

Перенасыщенность маршрутов электротранспорта пассажирскими микроавтобусами привела к тому, что среднюю наполняемость подвижного состава электротранспорта пришлось уменьшить на 30%.

По всем вышеперечисленным причинам экономическая эффективность функционирования городского электротранспортного предприятия с каждым годом ухудшается. Несмотря на рост количества пассажирских перевозок, доходы ГКП «Днепропетровский электротранспорт» уменьшаются, так как увеличение пассажиропотока происходит за счет увеличения количества льготных категорий пассажиров. К тому же возмещение убытков от перевозок льготных категорий населения осуществляется бюджетом не в полном объеме.

Еще одной проблемой для развития дне­пропетровского электротранспорта городские власти называют увеличение парка автотранс­портных предприятий, что приводит к загруженности автомагистралей, особенно цен­тральных улиц города. Из-за больших заторов на дорогах снижается эксплуатационная скорость движения электротранспорта, в результате чего сокращается количество рейсовых оборотов и, как следствие, снижается заработная плата водителей троллейбусов и трамваев.

Уменьшение и без того низкой зарплаты влечет за собой массовые увольнения водителей ГКП «Днепропетровский электротранспорт». Те же, кто решил не доводить дело до увольнения, 10 сентября текущего года вышли на забастовку. Напоминаем, что в этот день из 83 городских троллейбусных маршрутов работали только 16. Митингующие электротранспортники выдвинули местным чиновникам два главных условия: ремонт и обновление троллейбусного парка и повышение зарплаты. Что касается первого условия, то его выполнение налицо. На счет выполнения второго условия «протестантов» чиновники скромно отмалчиваются, обещая решить этот вопрос на ближайшей сессии горсовета.

А пока государственные мужи думают над тем, каким образом быстро и эффективно модернизировать подвижной состав городского электротранспорта, днепропетровские троллейбусы и трамваи один за другим отправляются на долгосрочный ремонт или, чего хуже, на свалку. Тенденции рынка пассажирских перевозок и старение трамвайных вагонов и троллейбусов ставят под реальную угрозу полное прекращение функционирования днепропе­тровского электротранспорта. Специалисты из горсовета уверяют, что областной центр рискует потерять экологически чистый транспорт уже в 2011 году. А произойти это может из-за банального исчерпания ресурса экс­плуатации электротранспорта.

Дабы этого не произошло, на XXII сессии Днепропетровского горсовета, которая состоялась в последний день октября, депутаты утвердили Программу развития ГКП «Днепропетровский электротранспорт» на 2007-2015 гг. Согласно Программе, горсовет поручил упра­влению транспорта пересмотреть схемы движения маршрутов пассажирского автотранспорта города и разработать общую эффективную схему маршрутов городских перевозок всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, обеспечивая их движение по всем направлениям в городе. Во время разработки схемы движения пассажирского автотранспорта будут максимально задействованы улицы, прилегающие к основным транспортным развязкам, а также введены новые маршруты движения электротранспорта, которые бы обеспечили связь межгородских вокзалов и микро- районов с плотной жилой застройкой с центром города. Вместе с тем, управление транспорта горсовета создаст центральный автоматизированный диспетчерский пункт по управлению движением всего городского пассажирского транспорта.

Дабы возродить былую мощь днепропетровского электротранспорта, горсовет намерен обновить изношенный подвижной состав и провести капитальный ремонт (с модернизацией) отслуживших свой век трамвайных вагонов и троллейбусов, увеличив тем самым их нормативный срок службы. Уменьшить свои затраты на подобные мероприятия городские власти хотят путем создания на базе действующей вагоноремонтной мастерской ГКП «Днепропетровский электротранспорт» специализированного предприятия по ремонту электротранспорта и его составных частей. Финансирование этого предприятия будет производиться исключительно из городского бюджета.

Для улучшения же финансового положения электротранспортной отрасли областного центра городской совет планирует увеличить эффективность сбора платы за проезд, довести объем пассажироперевозок до 2.295 млн. человек за период с 2007 по 2015 год и снизить эксплуатационные затраты подвижного состава за счет снижения его энергоемкости.

Каким именно образом чиновники будут повышать эффективность сбора платы за проезд – пока неизвестно. Возможно, они все-таки решат ввести для льготных категорий граждан специальные дотации на оплату проезда в городском электротранспорте, тем самым лишив их неограниченного права на бесплатный проезд. Фиксированными ком­пенса­циями пенсионеров пугают уже давно, ровно столько же, сколько и 50% льготами на оплату проезда в городском транспорте. Однако ни ту, ни другую меру урезания законных прав управленцы пока не применяли.

 

Кстати

Днепродзержинское КП «Трамвай» увеличило количество трамваев на наиболее нагруженных городских маршрутах.

Как сообщил директор КП «Трамвай» Сергей Гладких, дополнительный трамвай пущен по маршруту, который соединяет центр города с жилмассивом «Черемушки» (всего работает 6 вагонов), и по маршруту центр – промышленная зона (заводские проходные) Приднепровского химзавода и ОАО «Дне­проазот» (всего работает 5 вагонов).

С начала года общее количество трамвайного подвижного состава на городских маршрутах увеличилось на 4 вагона.

Программой развития КП «Трамвай» предусмотрено приобретение в течение 2008-2015 годов, при условии софинансирования из государственного и местного бюджетов, 18-ти трамвайных вагонов (36 млн. грн.), замена трамвайных путей (согласно выводам Харьковской государственной региональной инспекции признаны аварийными 2,6 км контактно-кабельных сетей на 5-ти участках), капремонт линий и капремонт трамвайных вагонов для увеличения выпуска вагонов на 9 единиц (для приобретения 9 новых вагонов необходимо 16,2 млн. грн., для капитального ремонта этого количества вагонов – 2,2 млн. грн.). В целом Программа предусматривает финансирование в сумме 62,9 млн. грн.

 

Есть и другой способ поправить финансовые дела ГКП «Днепропетровский электротранспорт» – увеличить стоимость проезда в троллейбусах и трамваях. Кстати, разговоры о повышении тарифов на проезд в городском электротранспорте до 75 копеек ведутся уже давно. Не исключено, что в скором будущем горсовет таки «обрадует» жителей Днепропе­тровска увеличением стоимости проезда в электротранспорте. Правда, такое повышение тарифов может сыграть и не в пользу элек­тро­- транспортной отрасли города, став причиной сокращения пассажиропотока. Положительного эффекта от повышения стоимости проезда в трамваях и троллейбусах можно будет достичь только в случае одновременного повышения стоимости проезда в маршрутных такси. И то, еще не факт, что люди скорее согласятся платить 75 копеек за проезд в электротранспорте, чем, к примеру, 2 гривны за проезд в маршрутке. Что ни говори, а автотранспорт в Днепропетровске пользуется пока большей попу­лярностью, чем трамваи и троллейбусы. Несмотря на то, что наша страна так гордится экологически чистыми трамваями и троллейбусами, в той же Европе и Америке городской электротранспорт составляют разве что метрополитен и сабвэй (городские и междугородние электрички, работающие по принципу метро).

Хотя, как говорится, надежда умирает по­следней: возможно, в будущем днепропетров­ский городской электротранспорт сможет составить достойную конкуренцию многочисленным частным маршруткам и автобусам…

Виктория Корж

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: