Право быть подсчитанным

19 жовтня 2007 о 13:24 - 1363

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Итак, досрочные парламентские выборы, о необходимости которых все время говорила оппозиция, свершились. Состоялись, несмотря на бешеное сопротивление правящей коалиции. Из страха потерять власть и все, что нажито «честными депутатскими мозолями», нынешняя украинская крупная буржуазия совместно с паразитирующей на коммунистической идее правящей верхушкой партии, которая уже давно перестала быть «умом, честью и совестью эпохи», они были не готовы цивилизованно и демократично подтвердить доверие своих избирателей раньше времени.

Но речь не об этом. Первые досрочные выборы уже вошли в историю Украины как опыт зарождающейся демократии европейского типа. И поэтому от выборов к выборам, вне зависимости от причин их проведения, они все больше должны отвечать критериям демократического общества, быть максимально честными, прозрачными и справедливыми. По крайней мере, все партии перед выборами заявляли об этом и даже призывали к этому, а на деле…

 

Я не буду анализировать кульминацию избирательной кампании – голосование и подсчет голосов, хотя материала хватило бы не на одну статью. Для нас гораздо важнее вынести уроки из этих досрочных выборов, чтобы не наступать постоянно на одни и те же грабли и забыть, наконец, о таком словосочетании как «фальсификация выборов».

По большому счету, избирательная кампания сводится к двум действиям – сбору голосов и их подсчету. Причем для демократического общества эти обе составляющие выборов равнозначны. Это только изощренный ум Сталина свел на нет важность голосования, поставив телегу впереди лошади, то есть сделав подсчет голосов приоритетом выборов, что неудивительно для тоталитарного режима. Вот откуда растут ноги сегодняшних фальсификаций выборов.

Чтобы забыть об этом, раз и навсегда порвать с бывшей псевдокоммунистической демократией, новому парламенту необходимо безотлагательно, в числе первоочередных, принять два закона – «О реестре избирателей» и «О реестре резерва членов избирательных комиссий».

О реестре избирателей уже только ленивый не говорил. Но воз и ныне там. Причин этому много. Одна из причин отсутствия этого реестра – заинтересованность политических сил искать причину поражения в фальсификациях, а не в упавшем доверии народа к их партиям, манипулируя тем самым, как наперсточники и мошенники, мнением самих избирателей.

Поэтому даже депутатская неприкосновенность для народа менее актуальна по сравнению с продолжающимися манипуляциями мнением этого же народа на выборах.

Все прекрасно понимают, что с созданием реального и постоянно обновляющегося реестра избирателей отпадет половина причин обвинения в фальсификациях выборов. Технически создать реестр при современном уровне информационных технологий не представляет никаких проблем. Единственная проблема – наличие политической воли и желания тех политических лидеров, которые желают видеть демократию на коротком поводке – так называемую управляемую демократию, которая, хочется верить, осталась в прошлом.

Закон «О реестре избирателей» нужен хотя бы для того, чтобы, наконец, кто-то персонально нес ответственность (в т.ч. и уголовную) за лишение граждан Украины (неважно – одного или сотен тысяч) конституционного права голоса на выборах.

 

Вторая половина причин всех возможных фальсификаций выборов состоит в каком-то пещерном подходе к составу избирательных комиссий.

Невозможно представить себе, чтобы штурвал океанского лайнера или космического корабля доверили дилетантам с улицы. А вот формировать законодательный орган страны, ВЫСШУЮ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА, оказывается, очень даже можно с невероятной легкостью. По информации, которая прозвучала с телерадиоканалов, в работе избирательных комиссий на прошедших досрочных выборах в парламент участвовало около 25% членов комиссий с опытом работы. То есть более 75% членов участковых комиссий составляли люди, абсолютно не имевшие понятия о выборах. Мало того, во время объезда избирательных комиссий в составе группы официальных наблюдателей, мы столкнулись с фактом, когда юрист окружной комиссии не знал закона о выборах, а председатель одной из комиссий не принял присяги! Это положение свидетельствует о безответственности партий перед народом и катастрофической коррумпированности власти, поскольку такой состав избирательных комиссий дает возможность беспрепятственно проникать коррупции во власть.

Не панацеей, но серьезным ограничителем манипуляций с подсчетом голосов должен стать Закон «О реестре резерва членов избирательных комиссий». Участие в избирательном процессе должно производиться на профессиональной основе подготовленными и обученными людьми, имеющими соответствующие сертификаты. Для этого необходимо иметь всеукраинский реестр членов комиссий (участ­ковых, окружных, территориальных) по принципу учета военнослужащих запаса. При этом представляется необходимым предусмотреть возможное финансовое участие партий, местных бюджетов в подготовке членов комиссий на паритетных началах с госбюджетом, а также легализовать оплату работы членов комиссий партиями.

При таком подходе повысится ответственность членов комиссии, для которых уголовная ответственность за манипуляции с голосами и фальсификации подсчета голосов станет не абстрактной, а реальной. Дилетанты с улицы просто не попадут в день выборов в комиссии, как это происходило на этих выборах. А комплектование комиссий перестанет быть головной болью местных органов власти. Для обеспечения беспристрастности и объективности можно перемещать членов комиссий по регионам Украины по примеру военнообязанных, призванных из запаса на сборы. Естественно, что необходимо предусмотреть сведение к минимуму влияния админресурса на создание резерва членов комиссий. А с другой стороны, заложить в закон норму об ответственности за создание препятствий членам комиссий при выполнении ими своих обязанностей. Думается, что можно было бы заложить в закон положение о карьерном росте членов комиссий в руководящий состав участковых комиссий, в состав окружных и территориальных комиссий, вплоть до ЦИК. В то же время, член комиссии, исключенный из нее за допущенные нарушения, оговоренные в законе, уже никогда не должен попасть в состав резерва, чему будет способствовать электронная база данных реестра резерва.

Конечно, это удовольствие не из дешевых. Но как говорят в народе: «Дешева курка – погана юшка». До тех пор, пока не появится реестр избирателей и реестр резерва членов комиссий, мы будем продолжать играться в игры под названием «выборы», а недобросовестные политики, бывшие кидалы и криминальные авторитеты будут разводить нас в политический лохотрон. Пришло уже время создавать государственную власть в стране, – в условиях острой борьбы крупного капитала за власть, – не на основе самодеятельности, любительства и дилетантства, а  прежде всего – профессионализма.

Василий Сухов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: