Об обращении граждан

12 жовтня 2007 о 13:50 - 1825

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, в средства массовой информации, к должностным лицам, соответственно их функциональным обязанностям, — с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлениями или ходатайствами относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов, а также жалобами на их нарушения.

К решениям, действиям (бездеятельности), которые могут быть обжалованы, относятся такие, вследствие которых:

— затронуты права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);

— созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;

— незаконно наложены  на гражданина любые обязанности или его незаконно привлекли к ответственности.

Согласно ст.5 Закона Украины «Об обращениях граждан», обращения адресуются соответствующим органам или должностным лицам, к полномочиям которых относится решение затронутых в обращениях вопросов. В обращении должны быть  указаны: фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования.

Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, присланным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены соответственно действующему законодательству.

Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.

Согласно ст.7 указанного Закона, обращения, оформленные надлежащим образом и представленные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка.

Если вопросы, затронутые в обращении, не входят в полномочия данной организации, оно, в срок не более 5 дней, пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу. Об этом сообщается гражданину, который подал обращение. В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.

Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.

Бывают случаи, когда обращение не рассматривается. Письменное обращение без указания местожительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое обращение рассмотрено по существу и вынесено решение, а также не рассматриваются обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Решение о не рассмотрении обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, которое подало обращение.

Согласно ст.20 указанного Закона, обращения рассматриваются и решаются в срок, не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — безотлагательно, но не позже 15-ти дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, которое подало обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней.

По обоснованному  письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен. Обращение граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Согласно ст.19 Закона, должностные лица обязаны в письменной форме сообщить заявителю о рассмотрении жалобы и принятом решении.

Анатолий Карюк, юрист

Поділитися: