Первая ласточка зелёной энергетики

12 жовтня 2007 о 13:33 - 2804

Более года назад в Дне­пропетровске, недалеко от дороги, которая ведёт в аэропорт, был установлен первый экспериментальный ветроагрегат мощностью 750 кВт. С просьбой рассказать об этой новинке я обратился к главному конструктору проектно-конструкторского технологического бюро «Конкорд» Николаю Степановичу Голубенко.

 

— Николай Степанович, расскажите, пожалуйста, о сути этого проекта и о том, как Вы решили заняться ветроэнергетикой.

— Промышленно-финансовая группа «Конкорд» после длительного изучения того, что делается в современной сфере альтернативной энергетики, сочла целесообразным заняться именно ветроэнергетикой. Можно сказать, что сейчас эта отрасль очень бурно развивается: прирост мощности составляет более 25% в год. На сегодняшний день в мире построено ветроэлектростанций общей мощностью 80 млн. кВт, т.е. как двадцать работающих Чернобыльских АЭС. А один американский миллиардер планирует по­строить крупнейшую в мире ветроэлектростанцию, которая будет состоять из 2000 ветряных турбин по 2,5 МВт каждая. Общая стоимость строительства составит 6 млрд. долларов. Если же говорить об Украине, то при нынешней энергетической ситуации, ветроэнергетика может служить хорошей альтернативой. К тому же эта энергия экологически чистая и, практически, неисчерпаемая. Большинство сотрудников нашего проектно-конструкторского бюро имело опыт в сфере ветроэнергетики, его основу составляют выходцы из КБ «Южное». А КБ «Южное» было единственным конструкторским бюро, которое ещё в советское время занялось этим вопросом и создало ветроустановку мощностью 250 кВт. Десять таких машин сейчас установлено на Чукотке, благодаря поддержке губернатора Абрамовича. Мы приобрели определённый опыт. После этого, мне в соавторстве с моими коллегами удалось разработать новую ветроустановку, прототипов которой в мире нет. Это подтверждается 10 патентами на изобретения. Она отличается от других машин тем, что на ней нет мультипликатора, т.е. редуктора, который повышает обороты ротора до нужных оборотов генератора. Недостаток мультипликатора-редуктора в том, что он требует сезонной смены масла, которое иногда подтекает, а при низких температурах масло нужно ещё и подогревать, да и сама установка шумит. Наша же новая установка, ТГ-750, это первая установка в мировой практике, которая работает с переменными оборотами, а сами генераторы вынесены на лопасти. Если говорить совсем по-простому, то энергию, в конечном счёте, вырабатывают три малых турбины, установленных на лопастях ветроустановки. При переменных оборотах ротора, обороты на турбинах постоянные. Что обеспечивает номинальную частоту в электросети, при максимально высоком КПД. При этом материалоёмкость данной ветроустановки на 30% меньше аналогичных по мощности.

— Хватает ли ветра в нашей зоне?

— Хороший вопрос. Прежде чем установить ветроагрегат, мы занялись изучением ветровых условий. Оказалось, что у нас среднегодовая скорость ветра 4,7 м/с. Это данные нашего аэропорта по многолетним наблюдениям. Но мы установили свои датчики на высоте 10 м и 50 м. В результате этого было установлено, что среднегодовая скорость ветра составляет 5,2 м/с. При таких показателях, потери в выработке энергии составляют 20-25% по сравнению с ветровыми условиями в Крыму. А там среднегодовая скорость ветра составляет около 6 м/с. Несмотря на эти потери, мы учли, что это первый ветроагрегат, который нужно выхаживать и воспитывать как ребёнка, поэтому мы приняли решение установить его в Дне­пропетровске, что исключило поезд­ки в Крым на наладочные работы и обслуживание.

А каковы перспективы малой ветроэнергетики, например, для фермерских хозяйств.

— По этому поводу ко мне непрерывно обращаются. Работая в КБ «Южное», нам удалось создать машину мощностью 10 кВт и 3 кВт. Тоже без редуктора, с тихоходным генератором. Но и стоимость её такова, что дешевле, чем за $15-20 тыс. такую установку делать не выгодно. А при такой цене много ли найдётся заказчиков? Будем говорить откровенно. Создание таких машин пока не выгодно, в первую очередь, производителю. Если себестоимость 1 кВт установленной мощности ветроагрегата составляет около $1 тыс., то намного выгоднее сделать малое количество мощных ветряков, чем большое количество малых. Поэтому серийное производство таких машин пока не налажено. Хотя спрос в последнее время на маленькие установки растёт и со временем, я думаю, рынок и инженерная мысль на это отреагируют.

— В чём Вы видите наибольшую сложность в работе ветроагрегатов?

— В нашей стране наибольшая проблема лежит в области бюро­кратии, а не в технологии. Когда мы строили ветростанцию на Чукотке у Абрамовича, то через неделю мы имели на руках все необходимые документы. Через неделю! Здесь же на это ушло 3,5 года! Это при том, что специально выделенный в компании человек занимается исключительно вопросом землеотвода. Только несколько недель назад состоялась областная сессия, на которой мы получили землю. Ещё и выругали меня, дескать, какое право мы имели ставить ветроустнаовку на неокончательно оформленном участке земли. Но ведь я же не ресторан строю, не магазин. Это же нужно Украине! Я уже не вдаюсь в подробности того, что почти в каждом учреждении намекают: а что мы будем иметь с этого? А машина ведь и так затратная. Не менее сложная задача — подключение к энергосети. Потребовали очень много документов. Говорят, что им всё равно: атомную станцию мы запускаем или ветровую. У нас один специально выделенный человек 8 месяцев ходил за этими справками, заключениями, решениями. Это же кошмар какой-то! Два тома документов на подключение. В первом томе 113 и во втором около 30 документов! Пришлось подключать регионального инспектора. Благодаря ему и удалось пробить эту стену. Он сам посмотрел наше оборудование, проверил показатели и дал добро. И вот, только в августе этого года мы подключились к сети. Сейчас машина в рабочем состоянии. Самое главное, что нам удалось подтвердить расчётную кривую мощности, зависимости скорости оборотов от скорости ветра. Много вопросов было по расчётам аэродинамики. Мы рассчитывали её самостоятельно. Хотя даже многие авторитетные профессора сомневались в эффективности агрегата. Сейчас мы рассматриваем вопрос о постройке первой нашей ветроэлектростанции из 10 ветроагрегатов не где-нибудь, а именно в Днепропетровске.  Мы занимаемся этим вопросом и ищем площадь, на которой её можно было бы установить. Нынешняя установка была задумана как экспериментальный образец, а в наших планах создание машины мощностью не менее 3 МВт с диаметров роторного колеса в 100 м. Хотя в мире уже есть машины и в 6 МВт. Но для нас главным было пройти этот опытный образец, а дальше мы уже сможем двигаться к машинам большей мощности.

— А какова себестоимость производства электроэнергии на Вашем ветроагрегате?

— Если бы ветроагрегаты были государственные, то в Днепропетровске для такой установки себестоимость составила бы около 10 коп. за 1 кВт, при периоде эксплуа­тации 25 лет. Но для успешного бизнеса нужно, чтобы такая машина окупалась максимум за 5 лет. Поэтому сейчас государством разработан зелёный тариф, который стимулирует альтернативную энергетику. Т.е. государство будет покупать такую электроэнергию дороже, и распределять её в энергорынок. Теперь у нас задача — получить лицензию на производство электроэнергии и её продажу. Надеюсь, что мы продвинемся и в строительстве ветростанций, и в создании ветроагрегатов нового поколения. Ведь это нужно не только нашей компании, это нужно и Украине, как в энергетическом, так и в экологическом плане.

P.S. От себя лично, уважаемый читатель, могу сказать, что  беседа с Николаем Степановичем зарядила меня оптимизмом. Оказывается, в нашей стране можно не только металлопрокат производить. Потому что есть люди, готовые вкладывать средства и интеллект в по-настоящему передовые технологии, которые реально могут помочь в решении экологических и энергетических проблем.

Алексей Бурковский

Поділитися: