Умом тарифы не понять, их качество аршином не измерить

10 серпня 2007 о 10:10 - 1117

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Недавно в горисполкоме состоялось обсуждение новых тарифов на оплату содержания домов и придомовой территории. Само мероприятие носило какой-то дух таинственности. Рассчитанное только на депутатов горсовета, оно было запланировано в малом зале горисполкома. Однако ввиду отсутствия интереса к этой теме «народных» избранников от партий, решено было все же провести это мероприятие с участием ограниченного круга представителей общественности. И хотя общественность высказала много нелицеприятных слов в адрес авторов очередных новых тарифов – представителей горжилуправления, которых почему-то оказалась чуть ли не половина присутствующих в зале, – вряд ли стоит рассчитывать на перемены, так как система ЖКХ не собирается строить открытый диалог с громадой города.

На каждом обсуждении тарифов возникает вопрос не величины, а их содержания. Нам предлагается каждый раз все больший туго завязанный мешок под названием «услуги» с неизвестным содержимым. Но когда горжил­управление осмеливается приоткрыть всего лишь маленькую щелочку этого мешка, возникает столько вопросов, что об остальном просто забываешь.

Ну например, согласно предлагаемых «экономически обоснованных» расчетов новых тарифов, количество вывозов мусора в одноквартирном доме, где проживает 1 человек, и в девятиэтажке с численностью 362 человека совершенно одинаково – 22 вывоза мусора в месяц. Хотя несложный подсчет на уровне первоклассника в первом случае даст (1 чел. х 2,21 м3/год : 0,75 м3/контейнер : 12 мес.) 0,24 вывоза в месяц, а во втором случае – 89 вывозов в месяц! Даже «средняя температура по больнице» получается не 22, а 44 вывоза!

 

КСТАТИ

В 86 миллиардов гривен может обойтись реформирование жилищно-коммунального хозяйства, треть этой суммы составят бюджетные ассигнования. Об этом рассказал министр ЖКХ Александр Попов, – пишут «Контракты»

«86 миллиардов гривен – это та сумма, на которую мы хотели бы рассчитывать. Треть – бюджетные ассигнования, остальное – заемные средства», – сказал Попов.

Главная задача реформирования ЖКХ, по мнению Попова, – развитие рыночных отношений. «Мы должны создать систему, при которой все услуги без исключения жителям предоставляли бы частные структуры», – добавил он.

 

Смотрим дальше в проект тарифов. Нам настойчиво пытаются внушить, что тарифы зависят от количества и качества предоставляемых услуг. Но почему тогда средний тариф «квартплаты» в доме, где напрочь отсутствуют удобства, всего лишь на 2 копейки меньше благоустроенных девятиэтажек и на 6 копеек дороже благоустроенных «хрущевок» без лифта? По крайней мере, это видно из сравнительной таблицы тарифов. Причем по этому показателю мы держим первое место среди областных центров Украины. Есть чем гордиться нашим коммунальщикам? Одним словом, чем хуже, тем дороже.

Кстати, о качестве услуг. На упомянутом совещании Д. Скобликов, руководитель общественной организации «Гражданское действие», задал вопрос заместителю начальника горжилуправления А. Коваленко о судьбе представленного им в декабре 2006 года в горжилуправление Проекта договора контроля качества предоставленных жэками услуг. На что А. Коваленко отпарировал: «У нас свой вариант договора». Я думаю, что в Днепропетровске легче встретиться со «снежным человеком» или НЛО, чем со счастливым обладателем Договора контроля качества жилищно-коммунальных услуг от Коваленко & K°. А чтобы ускорить этот долгожданный момент, думаю, что жители города должны требовать в жэках вместе с навязываемым им Договором на предоставление услуг также и Договор контроля качества предоставленных услуг. Но не любой договор, а только тот, который: а) был опубликован; б) прошел общественные обсуждения; в) получил заключение и согласование Антимонопольного комитета, Управления по защите прав потребителей, Управления юстиции, предложения общественных организаций, профсоюзов, профильных депутатских комиссий горсовета; г) был утвержден депутатами на сессии горсовета с учетом прохождения предыдущих этапов. При этом обязательным условием должны быть обсуждения альтернативных вариантов договора.

А чтобы заставить горжилуправление начать, наконец, шевелиться и работать с горожанами и для горожан, жители города должны поставить коммунальщикам условие: без Договора контроля качества услуг не подписываются никакие договора с жэком и не оплачиваются «мыльные пузыри услуг», кроме реальных. Тем более, что согласно действующего законодательства, в гражданско-правовых договорах, к которым относятся и договора с жэками, при изменении существенных условий договора (цена товара/услуги) должны подписываться сторонами дополнительные соглашения.

 

КСТАТИ

Согласно опросу Киевского международного института социологии, 36,6% украинцев добровольно платят деньги (взятки) за оказанные коммунальные услуги непо­средственно работникам жэков и предприятий ЖКХ. Кроме того, 14,9% потребителей оплачивают такие услуги по требованию слесарей-сантехников и т.п.

Между тем, как известно, все расходы ЖЭКов, водоканалов, облэнерго и т.п. уже заложены в тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

 

На сегодняшний день так называемые «услуги по содержанию дома, сооружений и придомовой территории» в исполнении днепропетровских коммунальщиков – есть не что иное как «мыльные пузыри», вот только денежки с нас хотят иметь реальные.

Вот один из многочисленных примеров «мыльных пузырей» ЖКХ. Во дворе, где я проживаю, находится три малоквартирных дома под одним номером, со сквозной нумерацией квартир. Обслуживание квартир, домов и общей территории производят сами жильцы, поскольку технически и технологически жэку негде применить свои силы, даже если бы он этого очень захотел. Каждая квартира автономна и приватизирована. То есть на балансе жэка стоит практически частное жилье. Когда я понял, что моя оплата жэку не способствует решению возникавших проблем, я отказался платить, т.к. какие-либо систематические услуги отсутствовали, и перешел на оплату разовых услуг по мере необходимости. И заметил, что мое материальное и моральное состояние стало заметно улучшаться, появилось даже свободное время. Тем не менее, жэк Бабушкинского района упорно мне выставляет счета за непредоставленные услуги. Дважды я подавал в жэк письма Госкомжилкомхоза об освобождении меня и моих соседей от платы за «услуги» жэка. Даже с главным инженером жэка «прошлись» по перечню услуг и определили, какие услуги не могут быть оказаны по определению, кроме вывоза мусора. Но мне упорно продолжают выставлять счета на полную катушку за услуги, которые не могут быть мне предоставлены, накручивая долги. И когда мне выставили новый счет (вместе с тарифом вывоза мусора) в размере более 15 гривен с человека, чаша моего терпения переполнилась. Я перепроверил все расчеты жэка, произвел перерасчет и согласовал реальный тариф с госинспекцией по контролю за ценами. Реальная цена оказалась почти в три раза меньше! А ведь таких домов по городу более тысячи. Да и в домах-многоэтажках хватает «мыльных пузырей» услуг.

Система ЖКХ сократила не только количество услуг с обязательных 26 до «экономически обоснованных» 16, но и нормы выполнения работ по этим услугам. Если вы, например, считаете, что в такую услугу ЖКХ, как «Подготовка жилого дома к эксплуатации в зимний период», входит утепление окон, дверей, чердаков, откачка воды в подвале и длинный перечень других обязательных работ, согласно нормативов подготовки жилых домов к зиме, то вы очень наивны и глубоко ошибаетесь. Так как эта услуга предполагает…  заготовку соляно-песочного состава, нет, не для дома, а для прилегающей территории. А при чем тогда «Подготовка дома к зиме»?! Притом, что, во-первых, по нормативам готовятся к зиме дома, а не тротуары, а во-вторых, за травматизм на обледенелых улицах несут ответственность жэки, а за ОРЗ в холодных квартирах отвечает другое ведомство – медицина.

 

Сегодняшняя реальность такова, что жителям домов грозит не внимание и забота к их домам чиновников ЖКХ, а тотальный грабеж. Чиновников мало волнуют количество и качество услуг и  состояние жилого фонда, который неуклонно приходит в упадок. Вместо организации работы по реформированию ЖКХ, коммунальщики ударились в суды и взыскивают с жителей долги по оплате «мыльных пузырей» услуг, узаконивая свою бездеятельность. Чем меньше жэк делает для дома, тем меньше он собирает денег, тем чаще и выше будут подниматься тарифы «мыльных пузырей».

Трудно не согласиться с жителем города Л.Н. Белоусом, проживающим в доме 10 по ул. Беляева, который пишет, что миф о бедности ЖЭУ вызывает раздражение у жильцов, так как все, что можно было продать (подвалы, дворницкие, пожарные выходы и т.д.), они уже продали за немалые деньги, десятки тысяч метров жилья первых этажей незаконно вывели из жилого фонда за большие взятки, и к этому еще нужно прибавить ежемесячный сбор арендной платы за сданные в аренду помещения, принадлежащие жильцам домов. Собранных денег хватило бы на существенное повышение зарплаты не только дворникам, но и муниципальным учителям и врачам. Но не всем хватает места у корыта… А потому перекладывание проблемы зарплат дворников на жителей города путем повышения тарифа не только необоснованно, но и безнравственно. Просто надо честно делиться, а не грести все под себя…

А что касается фишки «субсидии на коммунальные услуги», то правительство Януковича предусмотрело с 1 июля 2007 года предоставление субсидии при условии… погашения всех скопившихся долгов за «мыльные пузыри» услуг жэков. Круг замкнулся. «Покращення життя вже» настало?

 

Что же делать тем, кто считает, что тарифы несправедливы и необоснованны, а услуги жэков – ни что иное как «мыльные пузыри»? Лозунг может быть только один: «Совладельцы всех домов, соединяйтесь!» Городская организация Всеукраинской Ассоциации собственников жилья «Наш дом», общественные организации «Гражданское действие» и «Народный контроль» готовы реально защитить вас от произвола жэков, несправедливых тарифов и «мыльных пузырей» услуг. Только объединившись, мы сможем не только сохранить свой дом, но и заставим чиновников считаться с нашими интересами и запретим нас грабить. Потому что хозяевами своей жизни являемся мы, а не жулики и проходимцы во власти. Потому что мы хотим жить справедливой и достойной жизнью, а не рабской и зависимой, которую нам уготовила сегодняшняя власть со своим «надзирателем» ЖКХ.

Василий Сухов,

руководитель общественной приемной «Народной самообороны» в Днепропетровской области

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: