Медицинский анализ

19 листопада 2015 о 15:25 - 3347

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Медицинский анализ

В качестве эксперимента

В 2011 году Верховная Рада поддержала закон о проведении реформы здравоохранения в Днепропетровской, Винницкой, Донецкой областях и городе Киеве.

Пилотный, то есть экспериментальный, проект предполагал разделение медучреждений по видам предоставления медицинской помощи – первичной, вторичной, третичной и экстренной.

В учреждения первичной медпомощи усадили «улучшенных» терапевтов – семейных врачей – задача которых диагностировать и лечить распространенные заболевания. В том числе обслуживая и детей (из-за чего, кстати, критиковали медреформу; мол, в одной очереди сидят и дети, и взрослые).

Более сложных пациентов семейные врачи должны отправлять к «узким» специалистам, в учреждения вторичной медпомощи или в высокоспециализированные учреждения третичного уровня.

Документ более четко разграничил и источники финансирования системы здравоохранения. Первичное звено, согласно закону, должны финансировать из районных бюджетов и бюджетов городов областного значения, учреждения вторичной, третичной и экстренной помощи – из областного бюджета.

Местные администрации стали, по сути, нанимать медучреждения путем заключения договоров о медицинском обслуживании населения.

Например, 8 января 2013 года Петропавловская райгосадминистрация заключила договор с Коммунальным заведением «Петропавловский центр первичной медико-санитарной помощи» стоимостью шесть с лишним миллионов гривен на обслуживание населения района в течение года.

Деньгами распоряжался уже районный центр первичной помощи. Он сам распределил их между своими 25-ю структурными подразделениями на территории района, среди которых есть и фельдшерские пункты.

Еще одно нововведение – исследование хода реформы с помощью некой системы индикаторов.

Всё это, и не только, внедрили с надеждой на повышение уровня медицинского обслуживания населения, его доступности и качества.

Действие закона о реформе здравоохранения в некоторых областях Украины и г. Киеве прекратилось с наступлением 2015-го, но представители власти даже сейчас заявляют о положительных результатах эксперимента.

В феврале этого года министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили сказал, что проект по реформированию здравоохранения подтвердил свою эффективность.

«В пилотных областях была модернизирована служба экстренной медицинской помощи, увеличилось количество амбулаторий общей практики – семейной медицины, количество медицинских работников и автомобилей скорой помощи», – говорил Квиташвили.

Александр Квиташвили

Среди прочего, он также отметил, что благодаря областному бюджету Днепропетровщины появилось вдвое больше денег на медикаменты и питание больных в стационаре.

Останавливать медицинскую реформу не видит смысла и экс-директор департамента здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации Игорь Македонский.

«Благодаря тому пути медицинской реформы, который прошла Днепропетровская область, мы сейчас ближе среди всех регионов к цивилизованной мировой практике страховой медицины. Поэтому остановить реформу является ошибкой», – считает Македонский.

На систему здравоохранения продолжают выделять огромные суммы из областного бюджета.

125 млн грн. – столько запланировали потратить областные власти Днепропетровщины на новое оборудование для больниц в 2015 году.

«Мы улучшаем работу наших медицинских учреждений. Новое оборудование повысит качество обслуживания, приблизит диагностику до уровня современных европейских стандартов. Люди будут получать полноценные медицинские услуги», – отмечает председатель Днепропетровской облгосадминистрации Валентин Резниченко.

Дополнительно выделили средства и на ремонт медучреждений. Кроме 15 млн грн., которые предусмотрели в начале года, профинансировано еще более 26 млн. грн. Их обещают использовать на реконструкцию областного онкологического диспансера, Днепропетровского специализированного клинического медицинского центра матери и ребенка им. проф. М.Ф.Руднева, регионального перинатального центра. 

От медицины осталось одно название

Несмотря на такие радужные выводы и немалые суммы поддержки системы здравоохранения, можно смело утверждать, что уровнем медобслуживания недовольно большинство жителей Днепропетровской области, да что тут говорить – всей страны!

По данным Информационно-аналитического центра «RatingPro», только 10% украинцев оценивают качество медицинского обслуживания на «хорошо». Это последнее место в Европе!

Вопрос о медицине не оставил спокойным ни единого моего собеседника. Одни, услышав вопрос, начинали сразу же улыбаться, другие наоборот – возмущаться, заявляя, что в Украине система медицины нет, как таковой, что выделяемые деньги разворовывают, в том числе и те, которые собирают «на кабинет», что сотрудники медицинской сферы часто халатны.

Люди боятся ходить в больницу. В связи с этим, появляются риски не справиться с недугом – просто украинцы часто обращаются к врачам, когда уже слишком поздно.

«Я вообще стараюсь не ходить в больницу по мелочам. Целее буду, да и денег сэкономлю», – признается жительница Днепропетровска Дарья.

Молодой врач семейной медицины Любовь, которая работает в одном из Днепропетровских центров первичной медико-санитарной помощи, подтверждает, что люди ходят в медучреждения, мягко говоря, без энтузиазма.

«К примеру, медсестра разнесла по участку 150 приглашений на флюорографию грудной клетки. Раз в год каждый должен пройти это обследование, чтоб исключить туберкулез и опухоли. Из 150 человек пришло 3 человека», – рассказывает медик.

Граждане часто даже не знают фамилии своего семейного врача, а некоторые и вовсе не знают, что таковые существуют.

Все это ставит под сомнение успешность проведения медицинской реформы на Днепропетровщины. Так называемая модернизация не смогла сделать главного – вернуть авторитет медицинскому работнику.

«Население не знакомо со своим семейным врачом. Не доверяет врачам, врачи утратили авторитет… Это реальная проблема», – констатирует молодой семейный врач.

«У каждого врача как минимум 1.500 человек. Я думаю, что постоянно за помощью обращаются не более 10%, а знакомы с доктором максимум половина населения», – прикидывает Любовь.

Все мои собеседники сходятся в одном – систему здравоохранения необходимо кардинально менять.

«Необходима страховая медицина, чтоб было, за что усовершенствовать наши методы обследования. И «страховая» поможет нам влиять на пациента. Заплатил деньги – знаешь, что необходимо пройти 1 раз в год обследования (диспансеризацию), не прошел вовремя – страховкой не воспользуешься», – размышляет Любовь.

Она верит, что благодаря страховой медицине найдутся деньги не только для обследования и лечение граждан, но и на повышение зарплат медикам.

Параллельно с внедрением страховой медицины, по ее мнению, необходимо переходить на электронный документооборот.

«Это же немыслимо: 100 раз писать одно и то же. Например, есть список населения, ввел все данные о пациенте – и всё. Потом автоматически отсортировал по заболеваниям, необходимым исследованиям – и всё… А так выходит одно и то же пишем, куча журналов, и за всеми больными не уследить», – жалуется молодой врач.

Какой именно будет система медицинского страхования в Украине, пока не понятно. Верховная Рада должна принять соответствующий закон. По крайней мере, пока что планируется сделать государственное медицинское страхование.

«Страховая медицина не является панацеей, это всего лишь один из источников финансирования медицины.

Есть риски, которые страховая медицина не может покрыть. Есть страховая медицина, которая уменьшает риски и распределяет ресурсы по больницам. А есть система, при которой люди будут сами доплачивать за свои услуги.

В мировой практике есть страны, которые достигли самого лучшего уровня страховой медицины. Например, Израиль. Там существуют и частная, и государственная страховка. Важно понять, что это случится не за год и не за два. Нам необходимо заложить фундамент для страховой медицины», – объяснил министр здравоохранения Александр Квиташвили в интервью «Экономической правде» в конце января 2015 года.

Премьер-министр Арсений Яценюк надеется, что к концу года парламент все-таки примет закон о государственном медицинском страховании.

«Одно название осталось. Старую систему разрушили, новую систему не построили. И надеюсь, что мы с вами до конца текущего года наконец-то в Парламенте примем закон о государственном медицинском страховании, – заявил Яценюк в середине марта сего года. – Пора к этому переходить. А то только написано в Конституции, что медицина бесплатная. Я еще не видел ни одного украинца, который сказал бы, что в стране бесплатная медицина». 

Страховые особенности

Система здравоохранения в развитых странах, в целом, держится на медицинском страховании, но имеет свои особенности.

США остаются единственной экономически развитой страной мира, где до сих пор здравоохранение – это товар. 15% населения (а в некоторых штатах – до 27%) там не имеют медстраховки и, соответственно, лишены права даже на самое базовое медицинское обслуживание. Реформа, инициированная президентом США Бараком Обамой, должна сделать доступным здравоохранение.

По данным аналитиков информационной кампании StrongerTogether, в Европе ситуация, когда человеку, не имеющему страховки, медики откажут в обслуживании, просто невозможна.

В большинстве европейских стран действует система обязательного медицинского страхования. Проще говоря, вдобавок к пенсионным взносам, граждане ежемесячно платят ещё и за медицинскую страховку. Благодаря этому в больнице или клинике от них уже не потребуют оплат.

В Великобритании, чья система здравоохранения считается одной из лучших в мире, Национальная служба здравоохранения на 98,8% финансируется государством и соцстрахом. То есть, на «плату за услуги», которая в определённых случаях всё же взимается с пациентов, приходится лишь 1,2% общего финансирования. В основном за всё платит госбюджет (около 80%) и фонд социального страхования (около 19%).

Но как менялась система здравоохранения в так близких к нам восточноевропейских странах, которые стартовали с похожими условиями двадцать лет назад?

В Чехословакии уже в 1990 г. было введено обязательное медицинское страхование. Каждый должен был выбрать страховой фонд и вносить туда 13,5% зарплаты (половину этого платил работодатель, а остальную часть – работник). После распада страны в Чехии сложилась система, при которой примерно 83% населения застрахованы Всеобщей компанией медицинского страхования, основанной государством, а остальные – обслуживаются десятком страховых фондов, выросших из специализированных больничных касс, существовавших в отдельных отраслях.

В Словакии – нечто подобное: три крупных страховщика, один из которых – компания, находящаяся в собственности Минздрава и обслуживающая две трети населения.

В Венгрии Фонд медстрахования появился в 1993 году, но его средств всё равно не хватает, чтобы полностью финансировать всё здравоохранение – значительные средства идут из госбюджета. Кроме того, неофициальные оплаты в больницах, типа наших наличных «взносов на развитие отделения», и там не исчезли.

В Молдове ставка ежемесячного медицинского страхового взноса составляет 7%: половину платит работодатель, половину – сам человек. Кроме того, пациентам приходится доплачивать отдельно за некоторые услуги и лекарства. Но неотложная и экстренная помощь доступны всем, независимо от платёжеспособности.

Поляки, в отличие от нас, начали реформирование системы здравоохранения в конце 1990-х. В 1999 г. были созданы 17 больничных касс, собиравших страховые взносы и конкурировавших между собой. В 2003 году их объединили в единый Национальный фонд здравоохранения. Службы социального страхования собирают взносы, уплачиваемые с зарплат, передают их Фонду, который платит за все медицинские услуги.

Свыше 70% финансирования системы здравоохранения там обеспечивает государство, главным образом через обязательное медицинское страхование. В то же время, 22% финансирования здравоохранения – частные расходы. В том же 2013 г. 24,5 млрд злотых (1,5% ВВП) уплатили непосредственно польские домохозяйства. Это самый высокий в ЕС уровень частного финансирования. Наверное, поэтому половина поляков считает медицинские услуги слишком дорогими, и 8-12% из-за этого не обращаются за медицинской помощью вовсе.

Антон Филиппов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: