Эники-беники, стоп: выбираем мэра Днепропетровска не вслепую

13 листопада 2015 о 13:32 - 2566

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Эники-беники, стоп: выбираем мэра Днепропетровска не вслепую

ФИЛАТОВ

…Прошло уже два года с тех пор, как с улиц пропали зелено-белые бигборды со схематическим изображением укропа. Сегодня эти партийцы руководят Днепропетровском. Став у руля города, новый мэр со своей командой занялись не реставрацией хиреющей системы муниципального управления, а ее реформацией. Структурные изменения коснулись большинства сфер государственной деятельности и всех слоев населения.

Сформировавшийся еще при Советском Союзе имидж Днепропетровска как индустриального города всегда был важным инструментом влияния для тех, кто на голосах «трудящих» стремился прийти во власть.

Поэтому он, то есть имидж, так тщательно оберегался даже в то время, когда о былой машиностроительной и металлургической мощи напоминали лишь гудки Петровки.

Нет, о крупных предприятиях никто не забыл: для их развития привлекаются инвестиции, повышается энергоэффективность, развивается промышленная инфраструктура, на заводах создаются максимально благоприятные условия труда для того, чтобы выпускники ВУЗов технических специальностей не искали работу за рубежом. Но параллельно с промышленностью в городе активно устанавливается модель свободного предпринимательства, при которой местные органы власти не противопоставляют себя бизнесмену, а наоборот, лоббируют его интересы на всеукраинском рынке. Таким образом, в небытие уходит постсоветская модель муниципалитета, являвшаяся главной палкой в колесах инициативных граждан на протяжении двадцати с лишним лет. В условиях децентрализации городу выгодно, чтобы его жители были заняты, обеспечивали себя и приносили доход казне в виде налогов, львиная доля которых будет оставаться на местах. Эксплуатация данной модели в каждом областном центре Украины в значительной мере стимулировала бы здоровую конкуренцию на рынках страны – со всеми вытекающими позитивными последствиями.

Для того, чтобы тандем чиновников и коммерсантов не превращался в коррупционную спайку, была введена система прозрачных онлайн-закупок, а большинство админуслуг теперь оказывается в электронном режиме. Ведется тотальный аудит жилых и нежилых фондов, контроль над их распределением.

За два года Днепропетровск стал тем городом, ради которого, собственно, и про-водились местные выборы в 2015 году – он стал децентрализованным. Учебные заведения получили автономию, что позволило осуществлять строгий контроль качества обучения, адекватно формировать госзаказы, самое главное, – эффективно организовывать трудоустройство молодежи (программа «Первое рабочее место»).

Частно-государственное партнерство проявилось и в медицинской сфере. Распределение бюджетных средств на локальном уровне повлияло на улучшение материально-технической базы учебных и медицинских заведений, а также на доплаты сотрудникам и понижение их непрофильной нагрузки.

Городскими властями активно ведется региональная информационная политика – явление, совсем не характерное для Восточной Украины (проплаченные политические митинги – не в счет). Заключается эта политика в популяризации самоуправления и стимуляции самозанятости среди жителей. На официальном уровне организована программа воспитания национальной сознательности, рядовые горожане привлекаются к решению административных вопросов, успешно развиваются ОСМД (Организации совладельцев многоквартирных домов – ред.). Для того, чтобы люди лучше ориентировались в законодательстве, системе ЖКХ и принципах работы муниципалитета, их приглашают в школы управдомов.

«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь», – ежедневно напоминает мэр Филатов.

ВИЛКУЛ

…Заняв свое кресло, новый мэр Днепропетровска Александр Вилкул не стал изобретать велосипед и, за исключением некоторых отдельных инициатив, все ресурсы направил на реализацию муниципальных проектов, начатых им еще в 2010-2011гг. в должности губернатора.

В рамках перезапуска проекта «Безопасный город» была создана центральная диспетчерская (наподобие службы «911» в США), где находятся представители всех служб быстрого реагирования – полиции, скорой помощи, МЧС, пожарных. Информация в диспетчерскую поступает не только через звонки граждан, а и с помощью системы видеомониторинга – более 5.000 камер установлены в местах скопления людей, на дорожных развязках, возле школ, детсадов, медицинских и учебных заведений. В программу безопасности ин- тегрированы и коммунальщики – их массово привлекли к обновлению светофоров, обеспечению качественной дорожной разметки, созданию «зеленых улиц» для «скорых» и «пожарок».

Пожалуй, главным, не побоюсь этого слова, свершением последних двух лет стало возобновление строительства днепропетровского метрополитена и объездной.

На данный момент к подземке прибавилось две новых станции – Театральная и Центральная, что в 5 раз увеличило ее годовой пассажирооборот. Кроме того, в процессе реализации находится идея городской электрички, соединяющей Левый и Правый берега: происходит стыковка узлов метрополитена, «Укрзалізниці» и маршрутного транспорта. В общую систему городского железнодорожного транспорта уже включены районы Победы (1-6), Сокола и Солнечного жилмассива.

Чтобы поубавить транзит фур через город, было продолжено строительство магистрали, пролегающей по территориям предприятий западной части Днепропетровска и балке Сухой Яр. Таким образом, от движения грузового транспорта освобождается участок дороги от съезда с Кайдацкого моста на Заводской набережной и вплоть до улицы Киевской на городской окраине. В то же время в эксплуатацию пущена трасса между Южным мостом и Запорожским шоссе, что наполовину сократило количество пробок, аварий и выбросов вредных веществ, вызванных движением тяжелого транспорта по Космической и Победе. Несмотря на то, что некоторые участки объездных дорог еще строятся, их появление почти на 80% снизило износ городского асфальта.

Постепенно возрождается Южмаш – возобновляют работу закрытые цеха, в технологические процессы внедряются инновации. Производство на других заводах (ДЗМО, Петровка) также становится все более наукоемким. Развитие машиностроительной, металлургической и ракетостроительной отраслей происходит за счет «выбивания» госзаказа для предприятий города и привлечения иностранных инвестиций, с учетом того, что инвесторы открывают в Днепропетровске свои дочерние предприятия, налог с которых пополняет наш бюджет.

К принятым за последнее время нововведениям в различных сферах относим: создание Банка вакцин – на случай перебоя поставок важных лекарственных препаратов; внедрение программы «Чистая вода» – переключение водоснабжения города на собственный водозабор и реконструкции водораспределительных систем, что привело к понижению тарифов на воду и улучшению ее качества; введение Интеллектуальной транспортной системы, позволяющей контролировать правонарушения со стороны водителей и оплачивать проезд в SMS-режиме.

Что-то – модно, что-то – вечно

Каждый кандидат рассчитывает на под-держку определенной аудитории, на нуж-ды, ожидания и чаяния которой ориентирует свою предвыборную программу. Таким образом, среди массы, на первый взгляд, одинаковой агитации можно выделить стратегический вектор политики того или иного депутата (ну, или будущего депутата). Это мы и сделали в изложенном выше материале, спрогнозировав, как выглядел бы Днепропетровск после двух лет мэрства Бориса Филатова или Александра Вилкула.

Идеального мэрства, строго по предвыборной программе.

Но есть некоторые пункты, без которых не обходится почти ни одна программа – своего рода классика политической промоции. И вот их наличием стратегии обоих претендентов на пост городского головы так или иначе совпадают. Что же общего в планах Вилкула и Филатова?

Прежде всего, речь идет о выходе на новый уровень системы ЖКХ и социальных служб – оба кандидата сулят улучшение материальной базы коммунального хозяйства, автоматизацию работы и переход на энергосберегающие технологии в электро- и газообеспечении населения. Планируется ужесточение контроля над тарифами и реформа кадрового состава муниципальных властей, в ходе которой произойдут: сокращение чиновничьего аппарата, ограничение доступа к бюджетным фондам, привлечение в политику новых лиц и молодежи.

Программы развития города предусматривают капитальный ремонт дорог, увеличе- ние муниципальных автопарков – как маршрутного, так и электротранспорта; Филатов обещает создать единое парковочное пространство, Вилкул – специальные зоны для велосипедистов.

Целые блоки отведены вопросам социального финансирования, к которым от-носятся: создание специализированных заведений для самореализации людей с ограниченными физическими возможностями; увеличение выплат пенсий, стипендий, пособий льготникам; всесторонняя поддержка солдат, вернувшихся из зоны АТО – помощь в лечении, психологической адаптации, решении жилищных вопросов.

И первый, и второй кандидаты грозятся ликвидировать проблемы недостроев, начать и завершить ряд проектов по возведению многоквартирных домов и памятников культуры, расширить инфраструктуру детских площадок, дать мощный импульс развитию спорта в городе.

Все эти обещания – словно мед в уши, да и звучат они до мелочей правдоподобно.

Вот только бы не красноречием единым – куда более важна честность политика и уверенность в том, что он выполнит свои обещания, и Днепропетровск в 2017 будет хотя бы наполовину таким, каким мы его представили.

Вячеслав Юденков

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: