Когда перед началом очередного заседания комиссии по переименованию улиц и города Днепропетровска, в первую пятницу августа в горсовете, и.о. мэра Галина Булавка предложила всем желающим выступить с предложениями, один из лидеров городской еврейской общины Олег Ростовцев призвал членов комиссии воздержаться от политизации новых названий и больше прислушиваться к мнению самих жителей города.
«На каждую пропозицию комиссии нужно предложить альтернативные варианты, не связанные с политизацией и идеологией, а связанные с чем-то добрым и хорошим. Я не знаю, захотят ли жители улицы Ленина жить на улице имени Степана Бандеры. Может, им больше понравится жить на улице Воскресенской или Губернаторской, а может быть, на Джона Леннона?» – предположил он.
Ангелы Оппоблока
После небольших дискуссий Галина Булавка дала слово депутату Днепропетровского городского совета (фракция «Оппозиционного блока») Андрею Попову. Но стоило ему представиться, как в зале начались иронические аплодисменты.
– В чем проблема? Может быть, вы скажете лично, в чем я виноват? – возмутился Попов.
– Я лично могу сказать, что мне не нравится партия «Оппозиционный блок». Я имею на это право? – ответил ему лидер общественной организации «Новая Нация» Сергей Карноза.
– У нас перестали уважать чужое мнение? – возмутился еще больше Попов.
– У нас война! – прозвучало из зала.
– Я имею право точно так же, как и вы, быть в противоположном лагере, – продолжил депутат. – Если я вхожу в «Оппозиционный блок», это не значит, что я не патриот нашего города! – сказал он.
– Свой патриотизм еще нужно доказать! – крикнули из зала.
– Я доказал это лучше, чем вы! Что сделали вы? Может быть, организовали рабочие места? Вы за чьи-то семьи переживаете?
– Вы («Оппозиционный блок» – авт.) войну сюда привели! Ганьба! – ответил ему худощавый активист.
– Мы все патриоты одного города, – продолжал бывший регионал. – Те люди, которые в «Оппозиционном блоке» – такие же жители этой страны, как и вы. Нам обидно, что мы честно работаем – и получили такой негатив в свою сторону! Разве сейчас есть время для переименования? Разве у нас нет других проблем, не говоря уже о том, сколько это будет стоить? А как подсчитать тот моральный ущерб, который получат люди? В Самарском районе граждане собрали 300 подписей против переименований. Ко мне на прием постоянно ходят люди, они задают вопрос: «Зачем переименовывать улицы? Это же наше прошлое». Мы забыли, что надо почитать имя своего отца?!
– «Отец» – это Ленин? – спросил кто-то из зала.
– Нет, это не Ленин, – ответил Попов.
Андрей Попов (второй справа) оппонировал с общественностью, а Галина Булавка (вторая слева) делала оргвыводы
– Вы сейчас говорите о Косиоре, который уничтожил 5 миллионов украинцев? – предположил Кирилл Дороленко. – Сколько еще должно погибнуть украинцев, чтобы вы поняли, что эти люди – палачи, которые уничтожали нашу нацию. Нужно рассказывать, кто они такие!
– Вы издавайте книги, и тогда будет все в порядке! – возразил Попов.
– Ленин и Косиор – это ваша история. А не история украинского народа! – крикнули из зала.
– Это моя история и я от нее отказываться не собираюсь! Это моя жизненная позиция, – сказал депутат. – Я не хотел накалять ситуацию, но мне не дали закончить.
– Я дам, – пообещала Галина Булавка.
– Я представляю позицию тех людей, которые приходят ко мне на прием. Мы остались там (в «Оппозиционном блоке» – ред.) потому, что не грешили и проститутками политическими быть не хотели.
– Не хотели, а стали, – крикнули снова из зала.
Баррикадная останется?
После перепалки с экс-регионалом комиссия все-таки начала работу. Глава историкокраеведческой секции Сергей Свитленко – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Украины, декан исторического факультета Днепропетровского Национального университета им. Олеся Гончара – рассказал о предложениях, поступивших за неделю. Обсуждение начали с Жовтневого района: улицу Арсеничева местные жители предложили назвать в честь профессора ДНУ – Александра Рейнгарда, а улицу Рогалева – Холодноярской.
Не менее инициативными оказались и жители Кировского района. Они предлагают улицу Минина переименовать в честь знаменитого иудейского религиозного деятеля М.М. Шнеерсона, сделавшего существенный вклад в жизнь нашего города и еврейской национальной общины.
Но один из членов комиссии предложил Минина не трогать, а в честь Шнеерсона переименовать Баррикадную. Однако и такое предложение пришлось по душе не всем. Да и вообще, многие защищают название Баррикадной. Такую точку зрения поддерживает и историк Свитленко:
– До революции улица носила название Кудашевской, потом ее переименовали в Баррикадную. Нужно осторожно относиться к нашим стойким топонимическим названиям, – подчеркнул он.
– Доску оставим, да и все! – выкрикнул кто-то из активистов.
– Баррикадная заслужила такое название за события 12-14 октября 1905 г. во время общероссийского политического протеста. Кудашевская была эпицентром тех событий, – добавил Сергей Свитленко.
– Организатором протеста РСДРП (Российская социал–демократическая рабочая партия, из которой возникло большевицкое движение – авт.) была, – не согласился козак Олег Черненко.
– Демонстрацию организовала студенческая молодежь, и к большевизму эта улица никакого отношения не имеет, – отстаивал свое мнение Свитленко. – Революция в Россиии 1905-1907 гг. показала системный кризис самодержавия. Разные политические силы – российские, украинские, еврейские, польские вели борьбу за общую демократизацию общества.
«Свободовские» активисты напомнили депутатам Оппоблока историю Украины
Чтобы прийти к общему знаменателю, Галина Булавка предложила активистам определиться с названиями для Баррикадной и Минина на следующей неделе.
«Откручивание голов» в Ленинском районе
Улицу Курочкина Ленинского района историк Олег Репан предложил назвать в честь представителя местного самоуправления ХVІІІ ст. Семена Бардахима.
Сиверскую хотят переименовать на Тиверскую, почтив память одного из племенных союзов русичей. Соответственно, проулок Сиверский может стать Тиверским.
Название «улица Покровского» в комиссии предлагают подправить, трансформировав в Покровскую. Старое имя оставлять нельзя: Михаил Покровский – историк-марксист 30гг. ХХ ст., тесно связан с коммунистическим режимом.
– У меня есть предложение назвать улицу Покровского Святопокровской. А то скажут, что мы только головы меняем, – возразил Олег Черненко.
– Мы за это название консолидированно проголосовали на двух секциях, – возразил Сергей Свитленко.
– Я прогулялся по улице Ярославской, там с одной стороны написано «Ярославская», а с другой – «Ярославского». Это откручиванием голов называется. Как в том анекдоте: сняли голову Ленина, а вместо нее – Шевченко поставили, – все равно не отказывается от своей позиции Черненко.
Так как уже совсем скоро – с 13 августа в райсоветах идут общественные слушания по вопросам переименования, глава организации «Шанс жизни» Виталий Мирончук предложил принять решение по названиям, которые вызвали споры. В результате, улицам Роголева и Минина предложены уже ранее утвержденные комиссией имена – Холодноярская и Дмитрия Дорошенко.
О цвете флага Хуторского
На Попове, представителе «Оппозиционного блока», на заседании комиссии по переименованию споры не закончились. Галина Булавка предоставила слово Бориславу Хуторскому. Он, как и его коллега по партии, не прочь нивелировать исполнение Закона о декоммунизации.
– Может быть, кому-то понравится, а кому-то нет, – я депутат городского совета. Фракция «Оппоблок», которую вы все почему-то не любите… – стоило это сказать Хуторскому, как снова зазвучали аплодисменты с «Когда Вас избирали, никакого «Оппоблока» не было!».
– Вы не забывайте одну простую вещь: вам завтра со своими доработками придется прийти на сессию горсовета. Мы с Андреем Поповым расскажем своим коллегам, как вы реагируете на депутатов. Все ребята тут решили, что они самые умные, грамотные и все делают правильно. Вы меряете кого-то по цвету флага, а я меряю – только по делам.
У меня есть маленький вопрос по поводу истории. Вы можете мне сказать, какой процент населения знает фамилию «Косиор», кроме как в контексте названия улицы? То, что он сделал в прошлом – это уже совершенно другой вопрос…
Как называется та или иная улица – «Васильковая» или «Степановая» – меня не интересует. Я говорю таксисту название, и он меня везет в нужное место. А потом (после переименования – ред.) он будет переспрашивать: «Где это находится?»
* * *
Подискутировав остро еще несколько минут, депутаты с общественностью разошлись до следующего заседания…
Ирина Сатарова