Плохое качество коммунальных услуг – платить или нет?

24 жовтня 2013 о 11:59 - 7927

Avataradmin


Плохое качество коммунальных услуг – платить или нет?

Каждый раз, когда повышают тарифы на жилищно-коммунальные услуги, нам обещают повысить качество этих самых услуг. А мы, потребители, должны вроде бы верить, что так и будет. Нас уговаривают, чтобы мы согласились с очередным повышением тарифа. Мы в очередной раз соглашаемся – и нас, в очередной раз, обманывают. К сожалению, в последнее время нас просто ставят перед фактом, забыв спросить наше отношение к происходящему и объяснить причины, по которым мы должны платить еще больше.

На собственном опыте мы убеждаемся, что качество коммунальных услуг не зависит от размера тарифа. Очень способствует такому положению вещей полнейшая бесконтрольность качества услуг. Государственные органы не заинтересованы, а население пассивно. Вот поэтому у нас и холодно зимой в квартирах, а вода из крана течет еле теплая, во дворе – неубранная куча мусора, а в дом работники ЖЭКа заходят только для вручения платежек.

При этом основная масса потребителей коммунальных услуг не хочет или не может потребовать то, что им обязаны предоставить коммунальщики. Возмущаются все, а отстаивают свои законные права единицы. Тем, кому это удается, становятся почти героями. О таких людях говорят, ими восхищаются, но последовать их примеру хотят не многие. Вот и имеем мы то, что имеем. Бесконтрольность и безнаказанность, как известно, развращают. Поэтому не ждите пассивно, что кто-то Вам поможет. Беритесь сами, и то удовлетворение, которое Вы получите, полностью компенсирует затраченное Вами время.

Я пишу для тех, кому надоело быть обманутым, кто хочет хоть что-то изменить в этой жизни. Наблюдать со стороны и все критиковать – не самый лучший путь. Гораздо интересней вникнуть в суть проблемы и попытаться ее решить, и не важно, что эта проблема является проблемой только для Вас. Важно другое – чтобы Вашему примеру последовали Ваши соседи и друзья. Заставить уважать себя – вот главное, что требуется достигнуть.

Прежде всего, попытайтесь узнать максимально больше о том, какого качества услуги должны быть. Законодательство Украины на Вашей стороне. Основные законодательные принципы в этой сфере можно найти в Законе Украины «Про жилищно- коммунальные услуги». Здесь дано само определение жилищно-коммунальной услуги, как обеспечение проживания «согласно нормативам, стандартам, порядкам и правилам». Коммунальные услуги должны быть направлены на удовлетворение Вашей потребности в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, газо- и электроснабжением, отоплением, а также вывозом бытовых отходов – в порядке, установленном законодательством.

А для того, чтобы доказать, что Ваши потребности не удовлетворяют, надо все-таки изучить нормативы, стандарты, порядки и правила предоставления этих услуг.

Когда у Вас в квартире зимой холодно, а вода из крана бежит не всегда, или мусор вывозят не каждый день – Вам оказывают коммунальные услуги не в полном объеме. Когда тот, кто поставляет в Ваш дом тепло, воду или вывозит мусор, говорит Вам, что плохое обслуживание от него не зависит, и он объективно не имеет причины плохо Вас обслуживать (т.е. что безобразия происходят по независящим от исполнителя услуг причинам), Вам не мешает знать – такой причиной могут быть только действия чрезвычайной ситуации техногенного, естественного или экологического характера, которые делают невозможным предоставление Вам соответствующей услуги.

Законом также предусмотрен общественный контроль жилищно-коммунальных услуг (статья 11). К сожалению, у нас в городе этот общественный контроль проводится формально. По крайней мере, результатов его нет. А Закон предусматривает общественные слушания (в основном, их проводят формально, когда поднимают тарифы). Ради интереса, потребуйте предоставить Вам протоколы общественных слушаний по увеличению тарифов на услуги по содержанию домов или по теплоснабжению.

Общественные слушания и общественный контроль жилищно-коммунальных услуг предусмотрен уставом территориальных громад. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить права населения на информацию по соблюдению законодательства, стандартов, нормативов, норм и правил в сфере ЖКХ. А как они это делают, мы видим.

Порядок оказания Вам коммунальных услуг, их качество и количество должно соответствовать условиям договора. Очень часто исполнитель услуг, преследуя свои корыстные интересы, представляет Вам на подпись договор, в котором оказываемые им услуги не соответствуют требованиям законодательства. Поэтому, прежде чем подписать договор, внимательно его прочтите.

Коммунальные услуги должны оказывать Вам бесперебойно, это определено Законом Украины «Про жилищно-коммунальные услуги». Исключение составляет только проведение ремонтных и профилактических работ. График проведения таких работ должен быть согласован с исполкомом или местными госадминистрациями. А вот для того, чтобы проверить, допустимый срок перерыва в оказании Вам услуг, надо посмотреть в стандарты (утвержденные Кабмином) на каждую конкретную услугу. Авария либо иные причины непреодолимой силы должны быть ликвидированы как можно скорее, и сроки ликвидации также определяются нормативными документами. В любом случае, коммунальщики должны приниматься меры для уменьшения их негативного влияния на Вас.

Если все-таки случилось такое обстоятельство, что оказать Вам должную услугу исполнитель не может, он обязан предупредить Вас об этом не позднее, чем за 10 дней (за исключением аварии) и обязательно указать причину и срок, на который Вы остаетесь без коммунальной услуги.

А вот дальше – то, о чем Вы наверняка не знаете. Исполнитель услуг, в случае перерыва в оказании услуг (или оказания их не в полном объеме) обязан произвести перерасчет размера оплаты за оказываемые Вам услуги.

Цитирую из Закона № 3569-VI от 05.07.2011 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги»:

«Исполнитель/производитель обязан проводить перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае перерыва в их предоставлении, непредоставлении или предоставлении не в полном объеме в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

Исполнитель также несет ответственность за превышение нормативно установленных сроков перерыва в оказании услуг.

Вы, как потребитель, имеете право получать своевременно и соответствующего качества коммунальные услуги. Вы имеете право получать всю необходимую информацию о том, какие именно услуги Вам оказывают, их стоимость, структура тарифа (как он рассчитывался, чтобы можно было проверить его правильность), порядок оказания Вам этих услуг и их потребительское качество.

А еще, Вы имеете право на компенсацию убытков, которые были нанесены Вам или Вашему имуществу, когда коммунальная услуга была Вам предоставлена не качественно или не предоставлена вовремя. Право-то имеете, только вот кто им воспользовался? К сожалению, единицы. И вот это – главное зло в решении коммунальных проблем. Коммунальщики прекрасно знают, что только единицы побегут отстаивать свои права.

Еще Вы имеете право не оплачивать коммунальную услугу за тот период, когда временно отсутствовали (или члены Вашей семьи). Что это значит? Все очень просто, надо предоставить документальное подтверждение Вашего отсутствия (например, ж/д билет, справку из больницы или путевку в санаторий).

А как обстоит дело на практике? Приведу конкретный пример того, как горожан обманывают исполнители услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), и как способствует им в этом Днепропетровский горисполком.

Итак, исполком принял Решение №1147 от 31.08.11 «Об установлении тарифов на услуги по вывозу (сбору, перевозке), утилизации или захоронению твердых бытовых или крупногабаритных бытовых отходов для всех групп потребителей».

Согласно Решения №1147, вывоз бытового мусора стоит 35 грн. за 1 м3, размещение этого мусора на полигоне ТБО стоит 13,08 грн. за 1 м3, итого – 48,08 грн. за 1 м3.

Если где-то поблизости стоит контейнер больших размеров для сбора крупногабаритных отходов, то Вы еще должны платить 65,0 грн. за 1 м3 за их вывоз + 13,08 грн. за 1 м3 за их размещение.

Обращаю Ваше внимание: если такие контейнеры установлены поблизости и Вы имеете возможность дойти до такого контейнера. Если такого контейнера не наблюдается или у Вас нет возможности до него добраться (препятствием может быть скоростная автомагистраль, или добраться до этого контейнера Вы не можете физически), то платить за крупногабаритные отходы Вы не должны.

Для того, чтобы жителям упростить задачу оплаты вывоза ТБО, Днепропетровский горсовет принял решение, которым установил нормы накопления отходов на 1 человека, т.е. попросту установил количество мусора, которое каждый житель нашего города должен оплачивать. Это – Решение от 28.11.2007г. за №25/25.

Для жителей благоустроенных жилых домов норма составляет 2,01 м3 в год на человека, неблагоустроенных – 2,19 м3 в год на одного человека, а для жителей частного сектора – 2,42 м3. Норма образования негабаритных отходов на одного жителя города считается как 10% от нормы образования обычных ТБО.

Откуда взялись эти нормы? Утверждены приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ от 10 января в 2006 г. №7, называются «рекомендованные нормы»(п. 4.1.).

При раздельном сборе бытовых отходов (если у вас на контейнерной площадке установлены контейнеры для сбора пластиковой тары), эта норма уменьшается на 20 кг в год на человека. Кому из жителей нашего города уменьшили норму образования бытового мусора? Правильно, никому! Поэтому норма образования ТБО на одного днепропетровца составляет:

– для обустроенных домов 281,00 кг/год, или 1,30-2,20 м3 в год,

– для необустроенных домов (не имеющих централизованного отопления) с газовым отоплением – 350,00 кг/год, или 1,40-2,10 м3 в год,

– для домов с печным отоплением на твердом топливе (уголь или дрова) – 420,00 кг/год, или 1,41-2,50 м3 в год,

– для домов частного сектора с приусадебным участком и газовым отоплением, норма составляет 460,00 кг/год, или 1,40-2,20 м3 в год; если отопление печное – то 580,00 кг/год, или 1,51-2,40 м3 в год.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ от 22.03.2010 г. №75 также утверждены рекомендованные нормы, которые применяются при проектировании, только немного с другими значениями. Здесь также норма уменьшается на 20 кг/год при раздельном сборе ресурсоценных отходов. В норму включены объем образования уличного смета и отходы с площади зеленых насаждений придомовых территорий.

Приказом министерства ЖКХ Украины № 259 от 30.07.2010 г. (зарегистрирован в Минюсте 29.09.2010г.под №871/18166) утверждены Правила определение норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, на которые почему-то горисполком не обратил внимания. Эти Правила устанавливают порядок выполнения работ по определению норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов (далее – Норма) в городах, поселках и селах, которые применяются для определения объемов предоставления услуг по вывозу ТБО (п.1).

Нормы пересматриваются один раз в 5 лет (п.1.4). Определение Норм осуществляется по результатам измерения количества бытовых отходов (п.1.6). Далее идет подробное описание, каким образом надо производить измерение количества отходов в контейнерах и мусоровозов для каждой конкретной застройки и для четырех времен года. То есть расчет нормы производится по фактическому образованию отходов.

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением КМУ от 21.07.05 г. № 631, нормы предоставления услуг по вывозу ТБО определяют на основании результатов измерения их количества (объема и массы) за единицу времени по источникам образования.

Такую работу в нашем городе по заказу горисполкома выполнял харьковский институт, только вот с результатами его работы жителей не ознакомили и норма образования бытовых отходов осталась той же.

Как же рассчитывается тариф на услуги по вывозу бытового мусора сегодня? Все так же, по старой схеме. Для благоустроенных домов:

* расчет тарифа на вывоз, захоронение или утилизацию твердых бытовых и негабаритных отходов определяется для благоустроенных домов стоимость услуг за вывоз и размещение бытовых отходов составляет 2,01м3х(35+13,08)х35грн/м3 :12 = 8,05 гривен на одного человека в месяц,

* за вывоз и размещение крупногабаритных отходов 2,01м3х0,1х(65+13,08) грн/м3 :12 = 1,308 гривен на одного человека в месяц.

Итого, Вам установили тариф в размере 8,05 + 1,308 = 9,36 гривен в месяц.

Для неблагоустроенных домов тариф составляет:

* за бытовые отходы 2,19м3х(35+13,08)х35грн/м3 :12 = 8,77 гривен на одного человека в месяц,

* за вывоз и размещение крупногабаритных отходов 2,19м3х0,1 х(65+13,08) грн/м3:12 = 1,42 гривен на одного человека в месяц.

Итого – 10,19 гривен в месяц.

Для жителей частного сектора размер тарифа составляет:

* за бытовые отходы 2,42 м3х(35+13,08)х35грн/м3 :12 = 9,7 гривен на одного человека в месяц,

* за вывоз и размещение крупногабаритных отходов 2,42 м3х0,1х(65+13,08) грн/м3 :12 = 1,57 гривен на одного человека в месяц.

Итого – 11,27 гривен в месяц.

И совершенно не важно, вывозят у Вас крупногабаритные отходы или нет, платить Вас заставляют. Совершенно не принимается во внимание, какое количество мусора у Вас вывозится, исполнитель услуг ссылается только на утвержденный горисполкомом тариф, не принимая во внимание то, что написано в Решении дальше и что требует Закон «О жилищно-коммунальных услугах».

Между тем, в Решении №1147 горсовета есть и такое положение (Приложение 4), цитирую: «В соответствии со ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребители (физические или юридические лица) имеют право на уменьшение размера платы за оказанные услуги при их невыполнении или выполнении не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством. Перерасчет фактически оказанных услуг осуществляет Коммунальное предприятие «Городские коммунальные платежи» Днепропетровского городского совета без обращения граждан на основании актов выполненных работ», подписанных между предприятиями, которые производят эти услуги, и жилищной организацией, обслуживающей конкретный жилой дом.

Я решила проверить, как выполняет свое решение горисполком, и позвонила в КП «Городские коммунальные платежи». Оказалось, что им действительно поступают деньги за невыполненные или не выполненные в полном объеме услуги по вывозу бытовых отходов, вот только возвращать жителям переплаченные суммы они не собираются по очень уважительной причине – им не предоставляют акты выполненных работ исполнители услуг.

По идее, такие акты должны предоставлять ЖЭКи или квартальные комитеты.

Я обратилась с письменным запросом в ЖЭК Самарского района. Ответ меня удивил. Оказывается, в Самарском районе производится ежедневный вывоз мусора! Поэтому никому из жителей города перерасчет за оказанные не в полном объеме услуги по вывозу бытового мусора не сделан. Да и жители не особо настаивают. А те, кто по долгу службы обязан предоставлять сведения по объемам выполненных услуг, предоставляют недостоверные данные.

Кстати, в КП ЖРЕП Самарского района объем «вывезенного» мусора еще умножают на коэффициент 1,1. Объяснить, зачем они это делают, не могут.

Каким образом будут возвращаться переплаченные деньги – не ясно. Может быть, не надо городить огород, а предоставлять населению к оплате платежные поручения с фактическими объемами выполненных работ? Тем более что действующее законодательство это уже предусмотрело в законах и постановлениях о коммунальных услугах.

Так, статьей 18 Закона Украины «Про жилищно-коммунальные услуги» определен порядок предоставления претензий к исполнителю коммунальных услуг. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позже срока, определенного договором.

Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неявки представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, акт считается действительным, если его подписали не менее чем два потребителя.

Ситуацию с вывозом бытовых отходов, описанную выше, можно решить именно таким образом. Вы можете сами составить акт-претензию и собрать подписи Ваших соседей.

Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает в письменном виде потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензий.

Итак, законы на стороне потребителя. Вот только отстаивать свое право решается не каждый, и исполнители услуг пользуются этим. В конечном счете страдают все. Потому что работники исполнителя коммунальных услуг, только уже как физические лица, такие же потребители коммунальных услуг, как и все мы. Они пользуются электроэнергией, газом, водой и получают тепло, живут в частном или многоквартирном доме. Они такие же жители города, как и все мы. Поэтому в любом случае сталкиваются с услугами, которые оказывают уже им недобросовестные исполнители.

Ирина Дейнеко

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: